Киверцовский механический завод довели до ручки, чтобы продать за гривну?
В прошлом одно из крупнейших предприятий области — Киверцовский механический завод — сегодня превращается в руины.
В прошлом одно из крупнейших предприятий области — Киверцовский механический завод — сегодня превращается в руины. За последние два года огромная территория предприятия стала любимым местом отдыха местных подростков. Временное пристанище там находят бомжи и прочие маргиналы, а цыгане пытаются разнести остатки металлолома. В свое время механический был сдан в аренду, а сейчас, складывается впечатление, уже не нужный никому. Государство безуспешно, хотя и не слишком активно, пытается вернуть сданный в аренду комплекс, тем временем имущество разрушается на глазах и обесценивается со скоростью ветра.
Как рассказала бывшая работница завода Елена Костюк, Киверцовский механический завод был создан в марте 1956 года на базе ремонтных мастерских паровозного депо станции «Киверцы» Львовской железной дороги. На заводе изготавливали металлические контейнеры для перевозки груза.
— Мехзавод постепенно наращивал выпуск среднетоннажных контейнеров. Особого расцвета начал набирать в 1989 году, тогда на предприятии работало более 600 человек. Уже в 1991-м завод стал головным предприятием по изготовлению среднетоннажных контейнеров в бывшем СССР, — рассказала Елена.
И с распадом Союза на механический ждала такая же судьба, как и большинство украинских предприятий – упадок. В 2000 году завод окончательно признали банкротом. В это время, по рассказам местных, злоумышленники начали выносить с завода все, что только можно было.
Как рассказала начальник регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Волынской области Татьяна Маслице, в марте 2007 года практически целостный имущественный комплекс государственного предприятия было сдано в аренду Ооо «Киверцовский механический завод», что образовалось на базе трудового коллектива завода.
Директор общества Леонид Романюк поведал, что с того времени на заводе наладили производство металлических и бронированных входных дверей, мусорных баков, контейнеров. По его словам, деятельность была достаточно успешной.
— Все было хорошо до 2009 года, а потом всем известная кризис просто разрушила завод, у нас не было возможности платить за аренду, давили налоговые обязательства, долги росли, — говорит Романюк.
В сентябре 2010 года региональное отделение Фонда государственного имущества Украины разорвало договор с обществом через значительные долги по арендной плате. По словам Маслице, они достигали около 600 тысяч гривен.
— Для чего было расторгать договоры аренды, я не понимаю, — удивляется Романюк. — Для решения проблемы можно было найти разные пути. Скажем, часть имущества сдать в субаренду и таким образом получить средства для погашения задолженностей. И в отделении госимущества, непонятно почему, настаивали именно на расторжении договора.
Начальник регионального отделения Фонда госимущества Украины Татьяна Маслице говорит, что на сегодня делается все возможное, чтобы вернуть это предприятие государству. И пока это не удается из-за судебной тяжбы с обществом-арендатором.
Директор общества говорит, что государство не особо спешит принять имущество в собственность, ссылаясь на определенные правовые нормы и решения суда.
— Нет ли кого, кто бы занимался этим заводом. Ведь, если принять его в собственность, то надо средства на содержание. Также нужно будет искать нового арендатора или покупателя, но никто этого делать не хочет, — отмечает Леонид Сергеевич. — Поэтому механический находится в этаком «подвешенном» состоянии. Сейчас и мне, и бывшим работникам сердце разрывается от того, во что превращается завод.
И действительно здания некогда мощного предприятия тают на глазах. Теперь там можно устраивать экскурсии не хуже, как в Чернобыле. У предприятия практически исчезла ограда, ворота постоянно открыты настежь, производственные цеха светят выбитыми окнами, а в инженерно-бытовой здания вынесли даже входные парадные двери. Завод стал замечательным развлечением для местных подростков, которые ищут там приключений на свою голову. Одни из них рассказывали, что в подвальном помещении наталкивались даже на такое себе логово бездомных. В цехах можно найти места неоднократных пьянок. Так, в одной кладовке обустроена печка-буржуйка, стоит стол и скамейки, валяется множество бутылок, на полочке стоят выщербленные чашки, лежат объедки, в углу помещения кто-то оставил верхнюю одежду.
Не в лучшем состоянии и пятиэтажное инженерно-бытовая постройка. Там сильно протекает крыша, вследствие чего вода льется прямо из стен, а в подвале ее чуть ли не по щиколотку. К слову, первые два этажа здания проданы частному предпринимателю, там в свое время действовало предприятие по производству яблочных чипсов. Теперь же в некоторых комнатах видны следы от костра: кто-то, чтобы согреться или ради развлечения, топлив на полу разный хлам. Куча бутылок и прочего хлама — тоже неотъемлемые атрибуты чуть ли не каждой комнаты. Стоит заметить, что третий, четвертый и пятый этажи помещения ранее были переданы Государственной судебной администрации Украины.
Как видим, государство не особо спешит стать полноправным хозяином на заводе, взять дела в свои руки и найти нового арендатора или инвестора. Тогда как имущество разрушает время, природа и человек. Складывается впечатление, что комплекс Киверцовского механического завода просто хотят довести до полного упадка, чтобы потом продать какому-нибудь «хорошему предпринимателю» за одну гривну, точно так как были проданы украинские шахты.