За лизинговые маршрутки уже не ездят, ЛПЭ выплачивает треть заработанного
Несколько недель назад Хозяйственный суд Волынской области обязал Луцкое предприятие электротранспорта перечислить в пользу ООО «Богдан-Лизинг» 1 миллион 367 тысяч гривен.
Несколько недель назад Хозяйственный суд Волынской области обязал Луцкое предприятие электротранспорта перечислить в пользу ООО «Богдан-Лизинг» 1 миллион 367 тысяч гривен. Выяснилось, что эти средства являются начисленной пеней за просрочку выплат за автобусы, взятые в лизинг. Каким образом коммунальное предприятие, которое еще сегодня задолжало своим работникам заработную плату, отдавать штраф и остаток средств по лизингу, узнавали «Ведомости».
Напомним, что в конце декабря 2007 года «Богдан-Лизинг» и ЛПЭ подписали договор финансового лизинга на приобретение последним 41 автобуса для перевозки пассажиров на городских линиях. Стоимость предмета лизинга на момент передачи автобусов в пользование составляла 11,7 миллиона гривен.
Как сообщил директор луцкого депо Иван Грицанчук, на начало марта предприятию электротранспорта осталось отдать «Богдану» 3 миллиона 433 тысячи гривен. В отношении начисленной пени, то господин Грицанчук говорит, что ее ЛПЭ-не выплачивать.
— Луцким предприятием электротранспорта достигнуты договоренности с «Богдан-Лизинг», что мы ничего платить не будем: ни судебных издержек, ни средств, — сообщил Иван Иванович. — Для того я здесь и сижу, чтобы договариваться. Как именно мы договорились — история умалчивает. Главное, что есть результат. Мы реструктуризировали эти выплаты.
Да и выплачивать лизинг, как говорит директор депо, нет ни желания, ни возможностей.
— Желания платить нет, — говорит Иван Грицанчук. — Для предприятия это огромные средства. Но договор так прописан, что при условии неуплаты — огромные штрафы, пеня. Каждый день просрочки платежей — это дополнительные расходы и судебный иск, как этот. За январь оплачено по лизингу 319 тысяч 713 гривен, в феврале — 305 478 тысяч гривен. ЛПЭ не может в конце месяца насобирать такую сумму, учитывая дефицит во всем, поэтому мы вынуждены откладывать ежедневно. Например, в феврале каждый день нам надо было откладывать по 15 тысяч 211 гривен. А поступлений от всех видов деятельности предприятие имеет в день ориентировочно 50 тысяч. Почти 30% отдаем. Это большая сумма. А надо зарплату выдавать, покупать горючее, запчасти. Приходится на всем экономить.
В результате задолженность по заработной плате на 1 марта составляла 860 тысяч гривен «чистыми», а с учетом налогов и социальных взносов набирается немалая сумма — около полутора миллиона гривен.
«Ведомости» поинтересовались мнением господина Грицанчука, не заключено соглашение лизинга специально, чтобы довести предприятие до банкротства.
— Предприятие электротранспорта с его долгами никому не нужным. Троллейбусы, автобусы, учитывая их техническое состояние, никому не надо. Кому оно нужно? Нас могли бы «прихватизировать» разве что за маршруты, которые мы обслуживаем, — 15, 15а, 9а, потому что 9-й, 31-й и 47-й у нас уже забрали, — предположил Иван Иванович.
Кроме того, выяснилось, что добрая часть приобретенных пять лет назад в «Богдана» автобусов простаивает.
— Учитывая техническое состояние, часть простаивает. За пять лет их «убили». Чтобы восстановить, нужно больше миллиона гривен. Во всех областях город покупает троллейбусы, автобусы и передает их коммунальному предприятию. Только в Луцке наоборот. Реально нам никто не хочет помочь. Неоднократно этот вопрос поднимался, и ответ один — в бюджете нет средств. А чего не подумали о том, что у предприятия нет денег, когда вешали на него лизинг? — возмутился руководитель депо.
Этот вопрос, очевидно, останется без ответа, потому что предшественник нынешнего городского головы Богдан Шиба, с участием которого произошло это приобретение, уже не работает. Нынешняя городская власть против подписанного договора.
Первый заместитель Луцкого городского головы Святослав Кравчук называет лизинговый контракт кабальным и считает, что тогдашней власти его вообще не надо было подписывать.
— Этот контракт является неэффективным, я предлагал бы его разорвать, — рассказал Святослав Евгеньевич. — Чтобы это сделать, нужно изучить все юридические моменты. Договор забирает средства в ЛПЭ, которые можно было бы вложить в развитие депо. Предприятие всегда было проблемным, и это головная боль не только Луцка, но и других городов Украины. Государство за бесплатный проезд создает проблемы для этого коммунального предприятия. Это должна быть целевая дотация в виде субвенции каждому льготнику, такая адресная помощь. В Люблине, например, население которой составляет 320 тысяч человек, а правом бесплатного проезда пользуется всего десять льготников — бывшие мэры и заслуженные граждане.