Вы просматриваете: Главная > Культурная жизнь > Учитель с 57-летним стажем Раиса Шайда: Если у учителя нет чувства юмора, он должен покинуть работу

Учитель с 57-летним стажем Раиса Шайда: Если у учителя нет чувства юмора, он должен покинуть работу

Вчитель із 57-річним стажем Раїса Шайда: Якщо у вчителя нема почуття гумору, він повинен покинути роботу

Отличник народного образования Украины, награждена медалью А. С. Макаренко, получила Соросовский грант…

Отличник народного образования Украины, награждена медалью А. С. Макаренко, получила Соросовский грант… Список достижений учителя 21-й школы-гимназии города Луцка Раисы Шайды очень большой. Интеллектуал, профессионал, человек открытый и искренний, с чувством юмора, в свои 75 она продолжает трудиться на педагогическом поприще. Раиса Аврамовна — одна из тех, про кого говорят: Учитель с большой буквы. Те знания, которые дала детям на уроках химии и биологии, не одному понадобились при выборе будущей профессии. Много ее воспитанников закончили медицинские университеты, а теперь известные в Украине врачи. Но самое главное, что она не только преподает детям предмет, но и учит их жизни. Раиса Аврамовна всегда в поиске нетрадиционных форм подачи материала: учащихся нужно заинтересовать, заставить думать и способствовать их самосовершенствованию.

Сегодня в 21-й школе-гимназии, которая, согласно рейтингу, является одной из лучших в Украине, Раиса Аврамовна преподает медицину в старших классах. Вместо традиционного зачете она предложила учащимся подготовить санбюлетени.

— Я не люблю стандартов, — говорит педагог, — и вот посмотрите, что они попридумували, — разворачивает плакаты, изготовленные школьниками. — Здесь вот — о лямблиоз, здесь — про менингококковую инфекцию, это — лептоспироз, а это — клещевой энцефалит, — демонстрирует бюллетень в форме клеща, подготовленный ученицей Галиной Падалко. — Эти санбюлетени были под заголовком: «Обучаясь — обучаем», — продолжает Раиса Аврамовна, — ведь после того, как ученики их защитили, мы передали их нашей медсестре для сменной выставки. Таким образом освічуємо всех детей в школе. Часть санбюлетенів будет украшать стенды инфекционной больнице, детской, что на вул. Чорновила.

О учеников Раиса Аврамовна может говорить часами, ведь у каждого из своих воспитанников вложила частичку души. Говорит: «Старалась дать им глубокие знания и учила, как и своих детей, жить по совести».

Начинала свой педагогический путь в 1956 году учителем биологии и химии Ямпольской средней школы Хмельницкой области, откуда сама родом. Потом судьба забросила в город Няндома Архангельской области России. А на Волыни Раиса Аврамовна с 1965 года — работала в Киверцовский средней школе №1, в школе №11 города Луцка, была заместителем директора Луцкого медицинского училища, а с 1995 года трудится в школе-гимназии №21.

Ее ученики — ее гордость

Учительница достает из ящика фотоальбомы, где на снимках зафиксировано незабываемые моменты из школьной жизни.

— Вот Саша Масіков и Слава Андрейченко, — показывает своих воспитанников. — Четыре года становились призерами всеукраинских олимпиад. Когда награждали их, то говорили: у нас не было такого, чтобы два ученика из одной школы от одного учителя. Мы готовились к международной олимпиаде в Австралии, но трех баллов не хватило. Ребята успешно окончили университеты, и теперь Саша проходит здесь, в Луцке, интернатуру в хирургическом отделении, а Слава работает в Одессе. Домой приезжал на такой шикарной машине, а когда был бідовим и замкнутым мальчиком. Но я человек сентиментальный и в первую очередь стараюсь обратить внимание, помочь именно таким проблемным детям, от которых отворачиваются. Когда был в классе такой мальчик Сергей, который воровал. Мама его говорит: «Раиса Аврамівно, только вы можете дать ему совет». И вот прошло 25 лет, кто-то стучит в дверь. Открываю — Сірьожка стоит на пороге! «Раиса Аврамівно, я к вам, — говорит. — Вы помните, какой я вор был? Пришел вам руки целовать за то, что вы из меня человека сделали. Я женился и уже уезжаю отсюда, с Волыни», — через слезы повествует учительница. — Это вот Оксана Сагайдак, — продолжает рассказывать о своих учеников Раиса Шайда. — Сейчас она врач-фармацевт. А это Романюк Оксана — второе место по биологии три года подряд держала. Катя Романец сейчас работает в английской клинике в Киеве. Когда я только сюда пришла, то первой «ласточкой» была Марьяна Грицюк — она завоевала третье место на всеукраинской олимпиаде. А это Шаварови: Маша стала врачом, а Оля в социальной сфере работает, и их брат Иван, он сам песни пишет. Каждого Рождества ко мне приходят колядовать. А в прошлом году, когда лежала в больнице, посетили, то весь медперсонал сбежался их слушать. А они тремя языками заколядовали, очень талантливые.

А еще Раиса Аврамовна много поведала о туристические походы, в которые отправлялась вместе со своими воспитанниками. И всегда это новые впечатления, новые истории. Например, однажды непослушного ученика, чтобы не наделал беды», привязала к себе, то так, в паре, и гуляли по городу. А вообще Раиса Шайда ко всему подходит с юмором. Видимо, в большой степени за это ее и любят школьники. Педагог убеждена, что когда у учителя нет чувства юмора, он должен покинуть работу.

— Делаю, как писал Сухомлинский, — веду детей в природу. Расстилаем рядная, — вспоминает пешие походы, — говорю: дети, ложитесь на спину, закрывайте глаза и слушайте, что вам нашептывает то дуб или береза. А тогда встанете, сделаете себе записки, а дома подготовите мини-сочинение. Природа — единственное, чему мы должны учиться, единственное, что делает нас лучше, а не виртуальный мир, который увлекает молодежь теперь.

— Вот мы исследовали росянку, — продолжает листать альбом со снимками учительница, — хищное растение, занесенную в Красную книгу. Это меня награждали какой-то международной грамотой, их много, но одной я больше всего дорожу. Это грамота Соросовского учителя. Джордж Сорос, который имел много денег, — объясняет, — часть выделил для Украины для значимых педагогов и студентов. Слава Романюк, которого я учила, был Соросовским студентом. Как выбирали учителей? Проводили анкетирование в университетах с просьбой написать фамилию педагога, который в школе больше дал в плане воспитания и обучения. Около 50 детей написало мою фамилию. Тогда я получила 1200 долларов. Таков был заработок, что и не снилось!

Прятались от немцев в бункере

Быть педагогом у Раисы Аврамівни заложено генетически, ведь ее дед Патрикій Соколовский занимал должность директора Ямпольской гимназии, папа преподавал математику и физику, а мама учила начальные классы. Именно отец привил дочери любовь к книгам. Раиса Аврамовна вспоминает, как с братом прятались ночью под одеяло, светили фонариком и читали.

— Мы жили бедно, но книжки всегда покупали, — говорит Раиса Аврамовна. — Я перечитала всего Золя, Гюго, Дюма, Андре Моруа, Черкасова, Загребельного. У нас были произведения Косынки, Гринченко, Эллана-Голубого — в сундуке лежали, и отец говорил: этих книжечек людям нельзя показывать. Мы с мужем имели хорошую библиотеку, и дочь моя тоже. Теперь вот ученики подсказывают новинки литературы, то я перечитываю.

Пришлось «попробовать» Раисе Аврамівні и горечи военного времени. Сегодня она помнит, как ее семья скрывалась от немцев в бункере, что папа построил.

— В садике за домом отец выкопал такой большой погреб, перекрыли его шпалами, сверху крышка открывалась — на три семьи был рассчитан. — Но как люди на селе узнали, что Авраам Степанович имеет такой бункер, то начали проситься и туда набилось много народу. А была среди нас Люська, красивая такая девка, и она захотела однажды выйти прогуляться. Через немного открывается ляда — а там стоит Люська и говорит: выходите все, потому что здесь немец. Она нас выдала. Немец сказал собираться, мол, завтра будет поезд и нас отправят в Германию. Мама нас бурячинням обложила, говорит: у детей тиф. А немец настаивает на своем, что поедешь, мол, сама, без детей. А мама не сдается, говорит: вот бочка, должен детям хлеба испечь. Тогда тот немец где-то отошел. Вплоть видим — возвращается с какой-то кирпичом. Думаем, будет нас ею убивать. Молимся, как умеем. Но оказалось, что это хлеб. Иметь нам порезала его. Ой какой вкусный был! Не знаю, что там произошло, какая-то пожар, но тогда немцы где-то делись, а мы снова спрятались в яме. Сколько там просидели, не помню. А когда вышли, потому что уже наши в селе были, то моя сестренка лежа спать не могла, только сидя, как в бункере. Потом дифтерией заболела и умерла. Был еще брат, а после войны родилось еще двое детей.

Современные учебники — никудышные

Несмотря на пережитое и на нелегкую педагогическую работу, Раиса Аврамовна полна оптимизма, энергии. И на работе успевает, и дома и четырех внуков времени хватает. А еще, как рассказали ее коллеги, Раиса Шайда — душа коллектива, сплачивает вокруг себя молодежь.

— Очень компанейский человек, — говорит педагог-организатор Светлана Ковальчук. — Ведет в школе экологическую тропу. Нет учителей, которые бы не консультировались с Раисой Аврамівною, как делали свою клумбу, потому что каждый класс имеет закрепленную за собой территорию и старается оформить ее лучше всего. Раиса Аврамовна всегда творчески ко всему подходит, ее постоянно награждают за эту экологическую тропу. И когда готовили агитбригаду, то она в стороне не оставалась: и не одну ценную идею нам подала, и песни сочиняла, ведь сама пишет стихи. Эти песни уже и другие школы позаимствовали — скачивают в Интернете, но уже без авторства. День земли Раиса Аврамовна всегда хорошо проводит, музыка Чайковского звучит. Она любит, чтобы все было празднично.

— Человек, который полностью отдается своей работе, — говорит о старшую коллегу учительница истории Татьяна Моренчук. — Она очень творческая. Ее дети слушают, потому что умеет их увлечь. Когда я пришла в школу, не знала, как правильно повести себя, чтобы завоевать авторитет у детей. Раиса Аврамовна и говорит мне: «Смотри в детские глаза: если они светятся, то ты на правильном пути».

— Как ко мне относились и относятся коллеги? — размышляет Раиса Аврамовна. — По-разному. Одни восхищались моей работоспособностью, но говорили: так жить мы не хотим. Другие считали, что альтруизм — негативная черта и в жизни я ничего не достигла. Однако большинство благодарна, что я помогала, особенно тогда, когда помощи не было от кого ждать. Именно это большинство не отвернулась от меня в трудную минуту, когда мужчине нужно было делать операцию в клинике Амосова. В то время мне бесплатно предоставила помощь половина нашего города, никто из них не захотел брать никакой платы. Я тогда убедилась, что такая бескорыстная помощь имеет очень высокую цену.

Мы поинтересовались у учительницы с многолетним опытом ее мнением о современном образовании, о том, насколько оправданы нынешние учебные программы, которые перегружают детей.

— Так, дети очень загружены, — соглашается Раиса Аврамовна, — но дело скорее в том, что нет ступенек. Например, в курсе медицины есть такой материал, который они учили на биологии и ОБЖ, то хорошо, что я опытный учитель и выбираю себе такой материал, чтобы он не повторялся. Старую школу сегодня критикуют, но это неправильно. Пока я не научу ребенка писать уравнения реакции на основаниях, кислотах, то дальше не пойду. А вы посмотрите на современный учебник по химии для 7 класса, — берет книжку с полки. — «Сказочка» про Юлия Цезаря, еще о ком-то, а самой химии нет. Это неправильно. Надо давать уравнение реакции, надо объяснить, что это простые одноатомные вещества, это — двухатомные, многоатомные. Дети должны запомнить, что водород — это элемент, а водород — это вещество. А вот учебник 2004 года. Чего с него хотеть? Здесь есть несколько ошибок, и когда учитель умный, он их увидит. Но в целом книга нормальная. Однако ее уже списали и выбросили в макулатуру. А это новее. Посмотрите, какой плохой бумагу, которой мелким шрифтом составлен текст. Ребенок читать не может, тем более, что теперь у школьников много проблем с офтальмологией. Зачем было менять? Чего не переиздать тот самый? В новый же такие большие средства вложили! Теперь о книжки для 8 класса. Эта вот списана, однако она в пять раз лучше, чем вот эта новая.

Раиса Аврамовна наскладала на столе целую кипу учебников: «Вот где деньги на образование!».

Обсуждение закрыто.