Вы просматриваете: Главная > Культурная жизнь > Первый заместитель Луцкого городского головы Святослав Кравчук: Много чего мы не делаем из-за безденежья

Первый заместитель Луцкого городского головы Святослав Кравчук: Много чего мы не делаем из-за безденежья

Перший заступник Луцького міського голови Святослав Кравчук: Багато чого ми не робимо через безгрошів’я

Первый за меститель луцкого мэра Святослав Кравчук за двадцать лет госслужбы успел поруководить и областью, и городом. И ничего, что только в креслах заместителей.

Первый заместитель луцкого мэра Святослав Кравчук за двадцать лет госслужбы успел поруководить и областью, и городом. И ничего, что только в креслах заместителей. За это время он снискал славу уверенного и зважливого чиновника, который не равнодушен к бедам волынян. Он — неутомимый сторонник всего украинского, хотя с удовольствием перенимает опыт европейских городов. Его раздражает фальшивый патриотизм чиновников и депутатов, их задабривания накануне выборов и абсолютная пассивность в межвыборный период. Он — противник роскошной жизни за государственный счет. Против высоких пенсий, потому что считает, что их надо начислять одинаково для всех без исключения. Готов стать реформатором, даже если придется поплатиться должностью. А еще вице-мэр — хороший собеседник, в чем удалось убедиться «Ведомостям».

— Святослав Евгеньевич, много лучан озабочена судьбой медицинских учреждений города. Что это за медицинская реформа, которую городская власть начала воплощать?

— Она всегда шла, начиная с 90-х годов. Что-то закрывалось, то открывалось, и это не называли словом «реформа», в эти процессы не вмешивались политики. Я понимаю, что любая новация пугает людей. К примеру, когда в Польше осуществлял реформы Лешек Бальцерович, поляки получили так называемую «шоковую терапию», а ее результаты почувствовали лишь через несколько лет. Но сегодня живут лучше нас. На мой взгляд, главная проблема медицинской реформы в Украине — неправильный подход к ней. Государство сначала должно определиться с тем, какой хочет видеть медицину, с источниками финансирования, ибо на одном госбюджете не вытянем.

— То для чего тогда начинать, не имея на это средств, тем более Волынь не является пилотной областью?

— В Луцке с 1994 года идут процессы, связанные с реорганизацией предоставления медицинских услуг. Вспомните, у нас когда станция скорой помощи была только на Привокзальной, затем их «разбросали» по амбулаториях. Стало лучше. Во-первых, мы сэкономили на материалах, во-вторых, дали возможность быстрее добираться до больных. «Быстрые» обеспечили всем необходимым. Если будет GPS-навигация, это будет стимулировать бригаду медиков не ездить налево-направо. Относительно амбулаторий, то они, к сожалению, в пределах города не выполняют возложенных на них функций. Но на это есть причины. Как сказал городской голова, недоработали в разъяснении населению и медицинским работникам. В конце концов, на сегодня является высокой недоверие к власти. Люди не верят тому, что им говорят. Ко всему же политики своей критикой пугают. Поэтому, считаю, от того, что в Луцкий центр первичной медико-санитарной помощи №1 не включили третью поликлинику, потеряли ее пациенты и медперсонал. Рано или поздно мы все равно к этому придем.

— Ни одна медицинская реформа не будет эффективной, если врачи не будут иметь современных «быстрых»: по бездорожью далеко не уедешь.

— Плохие дороги — проблема не только нашего города. И она будет продолжаться, пока не будет нормального формирования городского бюджета. А формировать его надо не сверху вниз, а наоборот, как это делают в каждой цивилизованной стране. Сейчас деньги на ремонт дорог есть. Проблема в том, чтобы провести его добротно. Если дорогу в Гаразджи сделали качественно, то ей не страшны никакие морозы.

— Дорожники говорят, что разрушения дороги можно избежать, если вовремя чистить снег. «Луцькспецкомунтранс» имеет мало техники или просто не справляется с работой?

— Многое мы не делаем из-за безденежья. Латаем автодороги, відгортаємо снег на обочину, не вывозим его за город, потому что это все требует немалых затрат. Во всем мире дороги чистые и имеют черный цвет, потому что их никто не посыпает песком или солью. Там используют специальную смесь, основанную на конгломератах. Но она очень дорогая. Если бы мы тоже его применяли, нам бы пришлось тех 14,6 миллиона потратить не на ремонт, а на одну уборку. Относительно «Луцкспецкомунтранса». Кто может предложить другое предприятие, которое сгодилось бы на наши условия? Частники не очень хотят идти на тендеры. Бывает, выигрывает предприниматель конкурс, а цены на электроэнергию поднимаются, затраты растут. Кроме того, средства из бюджета не всегда поступают вовремя, и он вынужден влезать в кредиты. А «Луцькспецкомунтранс» — коммунальное предприятие, которое порой работает без денег, в долг.

— Видимо, не все коммунальные предприятия можете так отозваться. Известно, что многие из них являются убыточными и «наработали» они аж минус 31 миллион гривен.

— Из всех коммунальных предприятий убыточными являются Жэки, «Луцктепло», депо, водоканал, «Зеленое хозяйство». Относительно последнего, то его функции могут выполнять и частники. Остальные являются убыточными, так как государство не дает экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги. Полностью отдавать такие предприятия в частные руки, думаю, не стоит, а вот относительно государственно-частного партнерства… Для начала надо определиться с тарифами, чтобы они соответствовали реальным затратам, и в конце концов обязать население расплачиваться с долгами.

— Вы упомянули о троллейбусное депо. Что думаете о маршрутках, которые Луцкое предприятие электротранспорта взяло в кредит у корпорации «Богдан»? Добрая их часть уже сломана, а деньги за них все равно приходится платить.

— Считаю лизинговый контракт неэффективным. Договор забирает у предприятия средства, которые можно было бы вложить в его развитие. Депо всегда было проблемным, и это головная боль не только Луцка, но и других городов Украины. Государство за бесплатный проезд создает проблемы для этого коммунального предприятия. Это должна быть целевая дотация в виде субвенции каждому льготнику, такая адресная помощь. В Люблине, например, население которой составляет 320 тысяч человек, а правом бесплатного проезда пользуется всего десять льготников — бывшие мэры и заслуженные граждане. Другие платят согласно тарифам. Студенты, пенсионеры — тоже. Троллейбусное управление страдает от этого лизинга. Им надо либо поднимать стоимость проезда, или покрывать оплату долга за счет других статей. Я вообще не знаю, какой бизнесмен подписал бы такой договор с точки зрения штрафных санкций и качества автобусов. Но прошлая власть это сделала, а мы пожинаем плоды. Считаю, что соглашение надо разорвать, автобусы отдать обратно — те, которые еще ездят, и которые уже сломаны. Потому что стоимость самих маршруток, которые брали по лизингу, уже выплачена. То, что депо платит сейчас, — это лизинговые платежи, штрафы, проценты, которые нарастают, как ком из снега. Относительно маршрутов 15, 15а, 9а, то, считаю, их надо отдать частникам, потому что они для ЛПЭ являются неприбыльными целом.

— Святослав Евгеньевич, а как дела у луцких педагогов? В прошлом году финансирование образования существенно урезали, а теперь как?

— Педагоги в этом году вряд ли будут проблемы, их решают органы местного самоуправления. В образовании, к сожалению, есть много противоречий. Министерство финансов планирует одно, Минобразования — другое. Нормативные документы этих ведомств не стыкуются в плане штатных расписаний, требований к педагогам. Через это и возникают «ножницы». Образование, как и медицина, является совершенно бесплатной. Она удерживается на трех китах — государстве, родителях и детях, точнее, на их знаниях. Такая же проблема и с внешкольным образованием. Средства на нее ищут местные бюджеты, хотя требования Минобразования по содержание внешкольных образовательных заведений достаточно жесткие. Деньги приходится забирать из общей части бюджета, которая выделяется на содержание города. С садиками тоже проблема. Мы открыли один детсад, а финансирование будет только в следующем году, и опять же из местного бюджета. Видите, как много моментов, которые не стыкуются, а главное — нет оперативности в решении этих вопросов.

— Кабмин обязал вернуть законные помещения садикам. Какова ситуация в Луцке, много таких помещений есть у города?

— В Луцке таких садов пять. В них размещены центр занятости, два университета (биотехнический и ЛНТУ), колледж «Монада», а на Винниченко — техническое бюро кадастра. Из бывших садиков было бы хорошо вернуть помещение нынешней «Монады». Думаю, его можно выкупить и перепрофилировать. И детсад, в котором сейчас центр занятости. Однако, чтобы его вернуть в прежнее состояние, нужны огромные деньги. О других говорить нереально. Вопрос с Пенсионным фондом, что на улице Чехова, уже решен: их переселят в то здание, где сейчас управление предпринимательства, на Грушевского. Проблемными остаются сады, которые проданы. Так, государство говорит, что детсады надо вернуть, но почему-то молчит о том, чтобы дать возможность частному бизнесу уйти в эту сферу. На одного ребенка выделяют 6400 гривен. Почему не дать часть средств тем, кто организовывает частный садик? Сделали же такое с семейной формой воспитания детей-сирот. Люди, которые их усыновляют, получают средства от государства. Таким образом разгрузили интернаты, где затраты на одного ребенка были вдесятеро больше, чем средства, которые получает приемная семья. То почему бы не организовать садик на пять-шесть деток в крупногабаритной квартире? Есть родители, которые могут себе позволить платить за садик не двести гривен, а, к примеру, тысячу при условии, что государство оплатит остальное.

— О местные «Элита-центры». Сотни луцких семей вложили деньги в строительство многоквартирных домов, но до сих пор не могут в них въехать. Речь идет о жилье на улицах Кравчука, Липинского. Складывается впечатление, что городская власть стоит в стороне.

— Застройщики сыграли на человеческом менталитете, мол, у нас дешевле, чем в кого-то, на что «клюнуло» много волынян. Это то же самое, что довериться банкам, которые обещают бешеные проценты. Как можно торговать жильем по пять тысяч гривен за квадратный метр, если, например, Чернуха (Виктор Чернуха — председатель правления ОАО «Луцксантехмонтаж №536». — Авт.) продает по шесть тысяч? К сожалению, городская власть не имеет реального влияния на застройщиков, которые обманывают своих вкладчиков. Для этого есть налоговая, которая должна проверить финансовое состояние фирмы, которая хочет строить. Условно говоря, если строительство стоит десять миллионов, то хотя бы половину денег застройщик должен иметь. Относительно конкретно улице Кравчука, то советую вкладчикам обратиться в горсовет с просьбой передать им земельный участок. Если застройщик «Глория-Буд-Плюс» не дает согласия, то для этого есть правоохранительные органы. Прокуратура должна подать в суд в интересах этих людей. Я не вижу здесь проблемы, суд быстро решает такие дела. На Липинского похожая ситуация. Предприниматель-застройщик обанкротился, но есть предварительная договоренность: если вкладчики создадут кооператив и примут участие в дофинансировании строительства, то народный депутат Игорь Палица готов помочь средствами в достройке.

— О туристические достопримечательности Луцка. Известно, что на Кафедральной, 13 затеяли строительство жилищно-торгового комплекса.

— Скажите, а чем Старый город в его нынешнем виде может манить жителей города и туристов? В костел зашли, в замок Любарта… В «Корону Витовта» не каждый может зайти. Историко-культурный заповедник должен жить. На улице Братковского, в помещении библиотеки, по предложению управления образования хотим сделать молодежный центр. Возле старой аптеки недавно открылась пиццерия. Когда ее строили, тоже было возмущение, а сейчас здесь отдыхают после экскурсий, прогулок. В Старом городе надо развивать инфраструктуру — скверы, кафе, дороги, освещение. А кто это может сделать? Частный бизнес. Я категорически против, чтобы там строили частные особняки. На Кафедральной, 13 возведут жилищно-торговый комплекс. Что плохого в том, что на первом этаже будет магазинчик или кафе? Единственное, что своим видом здание должно отвечать этой части Луцка. А то, что под строительством нашли исторически ценные подземелья, — это тоже хорошо. В Жешуве специально построили подвалы под старой частью города. Это дополнительная «приманка» для туристов. Я не знаю, это уже проработано на Кафедральной, 13, но, думаю, у застройщика нет другого выхода. Еще одно. Сейчас возле замка пустует помещение бывшего инвентарьбюро. Почему там не сделать маленький отель на три-четыре этажа? Старый город оживет. К тому же для историко-культурного заповедника проблемой является Центральный рынок. Его там не должно быть. Он уже не является таким актуальным, как 10 лет назад. Мы уже имеем наработки по его переноски. Конечно, это вызовет конфронтацию и недовольство, и мы будем делать это постепенно. Думаю, за пять-десять лет Старый город освободится от базара.

Обсуждение закрыто.