Харьковский театр оперы и балета привез в Луцк постановки Игоря Стравинского
Главным событием нынешнего фестиваля «Стравинский и Украина», кстати, юбилейного — десятого, стал вечер балетов на музыку Игоря Стравинского.
Главным событием нынешнего фестиваля «Стравинский и Украина», кстати, юбилейного — десятого, стал вечер балетов на музыку Игоря Стравинского. В течение девяти фестивалей ценители творчества известного композитора только слушали его произведения, а теперь получили возможность их увидеть. Музыку воплотили в пластике артисты Харьковского национального академического театра оперы и балета им. М. Лысенко. Это фактически первый театр в Украине, который поставил спектакли по мотивам Стравинского. В репертуаре харьковчан есть четыре балеты — «Жар-Птица», «Весна священная», «Петрушка» и «Орфей». Последний, правда, восстановить невозможно: балетмейстер Ашот Асатурян, который в 1991 году сделал хореографию, умер, а записей того времени нет. Остальные же балетов стоит в основном репертуаре театра и имеет большой успех в Харькове на гастролях. «Жар-Птицу» и «Весну священную» харьковчане привезли в Луцк, где им, как и на выступлениях во Франции, аплодировали стоя.
— Музыка Стравинского сложная, аритмический, в ней мало мелодии. Ее можно назвать «тяжелой» классикой. Тогда как зарубежный зритель, как и наш, любит «легкую» классику — Чайковского, Адамека, Верди, Пуччини. Слушатели хотят прийти в театр и расслабиться, отдохнуть. Под Стравинского не расслабишься. Поэтому, к сожалению, нельзя сказать, что Игорь Стравинский — один из наиболее востребованных композиторов. Но это проблема не его музыки, а восприятие зрителей — им надо готовиться слушать, видеть, понимать, — заметила художественный руководитель балета Светлана Колыванова.
— Да, это не музыка мобильных телефонов, ведь узнаваемая классика «прижилась» на вызовах мобильных, — продолжает заведующий отделом гастрольной деятельности театра Тарас Онищенко. — Мы хотим приблизить творчество Стравинского к современному пониманию. Искусство выступает мостиком между странами и городами, заполняя ниши там, где не справляются политики.
Балет-сказку «Жар-Птица» композитор из Устилуга написал в 1910 году, премьера состоялась 25 июня в Париже. В 1991-м балетмейстер Ашот Асатурян поставил спектакль в Харькове. Автора привлекла экзотичность зрелища, фееричность, сочетание разных слоев — мрачный потусторонний мир, яркой сказки, народно-песенной тематики.
Балет на одно действие «Весна священная» в 1998 году поставила балетмейстер Алла Рубина. Стравинский завершал писать музыку в Кларані в 1912 году. 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей состоялась премьера балета. Таким образом, через сто лет после премьеры балет «Весна священная» возвращается на малую родину. Композитор дал своему балета подзаголовок — «Картины жизни языческой Руси». Постановка имела воссоздать таинственный мир язычества, движения исполнителей приближенные к первоначальным пластических символов — девушки и ребята играют, борются, исполняют ритуальный и священный танцы в период пробуждения природы.
В целом мероприятия в рамках X Музыкального фестиваля «Стравинский и Украина» расписаны на три недели. 6 июня «Итальянскую сюиту» Игоря Стравинского и сонату Дебюсси выполнят выдающийся украинский пианист, лауреат международных конкурсов Олег Полянский и виолончелист Кирилл Родин из Москвы.
17 июня, в день рождения композитора, в областном драмтеатре состоится гала-концерт. На этот же день запланировано открытие обновленной экспозиции единственного в мире музея Стравинского в отреставрированном доме в Устилуге Владимир-Волынского района, где жил и работал художник. Как отметил директор фестиваля Сергей Ефименко, десять лет продолжается восстановление усадьбы, которая выстояла две войны, а пострадавшая от неудачной реконструкции в советские времена. Неграмотный ремонт исказил квартиры композитора, и наконец ему удалось вернуть первоначальный вид. Ожидается, что в перспективе музей-усадьба Игоря Стравинского станет научно-исследовательским, культурно-образовательным и туристско-рекреационным центром на Волыни. Уже осенью исследователь творчества композитора профессор Лобанов из Санкт-Петербурга вместе с вокальным ансамблем «Древо» (Киев) предложил «реставрировать» музыкальный быт Устилуга начале XX века, когда здесь жил и творил Игорь Стравинский.
На фото: «Весна священная»