Во Владимире раскапывают замок XIV века. и массовые захоронения поляков в 1941-м
В августе экспедиция ГП «Волынские древности» начала третий сезон исследования на территории древнерусского городища в городе Владимире-Волынском.
В августе экспедиция ГП «Волынские древности» начала третий сезон исследования на территории древнерусского городища в городе Владимире-Волынском. Работы на городище ведутся на двух основных объектах: стене и фундаментах замка Казимира Великого XIV века. и массовом захоронении граждан II Речи Посполитой, расстрелянных в 1941 году.
Каменный замок Казимира III в Владимире просуществовал менее двух лет. Захватив западную часть Волыни в 1366 году, польский король отдал ее большую часть во владение Александра Кориатовича и, укрепляя примкнувшие к ним земли, начал в Владимире строительство рядом с уже существующим деревянным укреплением нового каменного замка. В 1370 году, после смерти короля, литовские князья вернули Владимир во владение Любарта и, оставив старое деревянное укрепление, до основания разрушили почти готов новый каменный замок. Факт разрушения такой высокостоимостной и совершенной на то время фортификационного сооружения не совсем понятен и требует отдельного объяснения.
История Владимирского каменного замка коротко, но емко описана в Хронике Яна из Чарнкова, который был современником, а, возможно, и очевидцем ряда событий, которые его касались. Представлен исторический сюжет в общих чертах позволяет воспроизвести различные аспекты существования замка. Поскольку наземные конструкции замка были уничтожены еще в XIV ст., до нашего времени дошли только те его элементы, что на момент разрушения находились ниже уровня дневной поверхности. Впервые в ходе специальных археологических работ эти конструкции были раскрыты в 1975 году.
После длительного перерыва, в 2010 году, в соответствии с договором с историко-культурным заповедником «Древний Владимир», исследование замка были продолжены экспедицией ГП «Волынские древности». В юго-восточном углу детинца были обнаружены две мощные стены, сложенные из рваного необработанного известняка. Установлено, что только верхняя часть кладки высотой до 1 м составляла собственно стену, а ниже под ней находился фундамент который прослеживался на глубину 3,6 м и впускався в слой светлой глины. От стены №1, перпендикулярно к ней, в восточном направлении отходила стена №2 шириной 2,1 м. По материалу и характеру кладки она была похожей на стену №1 и, возможно, представляла собой элемент оборонительной башни.
Сегодняшние исследования позволяют говорить об открытии еще одной башни замка, которая на зиму будет законсервирован. Поскольку существование Владимирского замка Казимира укладывается в два календарных года, уже сейчас можно констатировать его еталонність для каменных оборонительных сооружений своего времени. Это касается датировки строительных материалов, приемов, использованных при его сооружении, уникальных темпов возведения крепости. Интересными в этом году есть и находки из культурного слоя: монеты, украшения, арбалетные болты.
В прошлом, 2011 году, экспедицией ГП «Волынские древности» было исследовано и эксгумированы 367 захоронений. В этом году продолжено исследование погребальной ямы в раскопе №1, эксгумировано еще 160 захоронений. На расстоянии 0,40 м на север от первой погребальной ямы размещена погребальная яма №2, в котором обнаружено еще почти 150 захоронений. Это и военные, и гражданские, мужчины, женщины и дети.
Раздаточный материал состоит из монет разных годов и разных номиналов, в том числе большая коллекция монет в одном кошельке, обнаружены вещи личной гигиены, а также большое количество пуговиц с польским орлом (в том числе польских моряков), офицерская кокарда с орлом.
Многочисленными нынешними находками являются одежда расстрелянных — от отдельных его фрагментов (погоны польского жолнера) до целых элементов (курточка, шарф и др). Находки гильз от патронов в погребальных ямах принадлежат образцам оружия советской, так и немецкой. Последняя, как известно из исторических источников, использовалась нквд во время расстрелов польских военнопленных в Катыни под Смоленском.
Есть все основания считать расстрелянных гражданами ІІ Речи Посполитой, представителями состоятельных слоев — людьми, что были враждебными советской власти. А потому и расстрелянными в 1941 году во Владимире-Волынском. Окончательное слово остается за антропологами, исследование которых еще продолжаются.