Председатель Волынской облгосадминистрации Борис Климчук: Жалуются и плачут только неудачники
В последние дни марта известный веб-сайт «Комментарии» опубликовал интервью председателя Волынской облгосадминистрации Бориса Климчука. В нем — размышления, оценки, конкретные действия одного из самых опытных губернаторов Украины. Материал публикуем с незначительным сокращением.
В последние дни марта известный веб-сайт «Комментарии» опубликовал интервью председателя Волынской облгосадминистрации Бориса Климчука. В нем — размышления, оценки, конкретные действия одного из самых опытных губернаторов Украины. Материал публикуем с незначительным сокращением.
— Можно ли, на Ваш взгляд, решать проблему отрицательной демографической динамики в отдельно взятом регионе? Если да, то каким образом?
— У нас три года подряд естественный прирост населения. По уровню рождаемости наша область, наряду с Ровенской и Закарпатской, держит первенство. Если в Украине на каждую тысячу жителей появилось на свет в среднем по 11 детей, то на Волыни — 14,1, на Закарпатье — 14,8, в Ровенской области — 15,3. Уменьшился и уровень смертности. Он ниже, чем в предыдущие 12 лет.
Здесь, я считаю, сработали стимулы, которые внедряет государство. Это едва ли не единственный удачный проект Президента Ющенко и его команды по стимулированию рождаемости соответствующими выплатами. Новая власть, понимая глубину этой проблемы, не только не уменьшила, но и увеличила их. В 2012 году вознаграждение, которое выплачивается при получении почетного звания «Мать-героиня», получило 2695 волынянок. Все это, конечно, серьезные средства стимулирования, которые не могли не сработать.
Хочу заметить, что главный ресурс любой страны — это ее люди. Уменьшение количества жителей является трагедией для государства. И хорошо, что Президент Ющенко и Президент Янукович это поняли. И приняли очень серьезное финансово-экономическое, политическое решение о поддержке семей, стимулированию рождаемости. Любая страна при любых технологий пуста без человеческого ресурса. Меня радует, что во новорожденных мы имеем нормальную базу, радует, что Волынь второй год подряд имеет одну из самых низких в Украине младенческую смертность и нет случаев материнской смертности. Это означает, что наши медики работают правильно, четко, оперативно. У нас на базе Луцкого роддома действует неонатальный центр. Мы его организовали еще во времена моего первого председательства в областной администрации. Врачи начали спасать и выхаживать 600-граммовых малышей еще 10-13 лет назад.
— Как Вы относитесь к идее, чтобы государство в лице областных государственных администраций взяла на себя все долговые обязательства по зарплатам, единовременно погасила их, а уже потом спрашивала с должников сама, сняв этот груз с плеч наемных работников?
— Интересная идея. Если бы это делать сегодня или завтра, то я — за. Потому что уже выполнил значительную часть этой работы. Когда вернулся на пост председателя Волынской облгосадминистрации, то долги по выплате зарплаты в области были более 30 миллионов гривен, сегодня же их осталось только 4,3 миллиона. Я взял обязательства на себя, спрашивал бы с должников. Но, знаете, спрашивать можно с экономически активных предприятий, что мы и делаем. И на сегодня большую половину оставшихся долгов наплодили предприятия-банкроты. Спрашивать с должников ОГА, конечно, может, но этот запрос будет вне пределов ее компетенции. Мы не имеем влияния на эти процессы, они уже находятся в юрисдикции судов и исполнительных служб. Мы можем разве что отслеживать, говорить об эффективности или неэффективности работы государственных исполнителей, что мы, кстати, имея аргументы, тоже делаем. От экономически активных предприятий добились изменений к лучшему в этом направлении, а с банкротами требуется правовое решение.
Для уменьшения задолженности по выплате зарплаты мы применяли различные методы. Один из них — мои, как я их называю, «письма счастья». В них я обращался к руководителям, к владельцам, к менеджерам как к патриотам Украины. Я им писал: «Дорогие мои, я благодарен вам за развитие бизнеса на Волыни, за то, что вы создали рабочие места, их держите и платите своим людям, но я абсолютно вас не понимаю, когда вы ограничиваете людей в их праве получить зарплату вовремя». Эту работу я начинал два с половиной года назад. Это — не репрессии, тут надо достучаться до ума, до сердца, до совести украинцев. Потому что владелец — украинец, и люди, которые в нем работают, — украинцы. Когда президент Литвы Альгирдас Бразаускас сказал: «Я не борюсь с теневой экономикой, я создаю условия, чтобы мои бизнесмены, которые пока что там, в теневой экономике, потихоньку выходили в серую зону, а потом — в светлую». Великие слова великого человека, в которой я имел счастье учиться, работая Послом Украины в Литве. Поэтому мы не боролись, а системно работали, используя различные методы, чтобы погасить долги.
— Как Вы относитесь к идее бюджетного федерализма? Считаете продуктивными межбюджетные отношения, сложившиеся сегодня, когда в центре консолидируется до трех четвертей общих доходов страны, а делегированные органам местного самоуправления полномочия финансируются по остаточному принципу?
— Бюджетный кодекс, который принимался по инициативе Президента Кучмы и разрабатывался премьер-министром Ющенко, был очень прогрессивным шагом на то время. Я был одним из апологетов того Бюджетного кодекса, хотя тогдашние мои коллеги-губернаторы воспринимали его по-разному. В нем заложена формула, по которой бюджетный распределение идет и сегодня. Формула, по которой областные советы и областные государственные администрации лишены влияния на распределение бюджетного ресурса. Может, на тот период, при том уровне бюджетной обеспеченности область, город, район, не всех она удовлетворяла. Однако что касается моей родной Волыни, то эта формула сегодня покрывает все защищенные статьи бюджетов всех уровней. Я был одним из тех губернаторов, которые обращались к премьеру Пустовойтенко и просили деньги, те, которые нам принадлежали. Но эти деньги до утверждения формулы распределялись в ручном режиме. Каждого дня. Сегодня, иногда встречаясь, мы вспоминаем те дни, как страшный сон. Мы ждали Игоря Митюкова (тогдашнего министра финансов), пока он поедет к премьеру, поднимется на 8-й этаж и скажет нам: «Нет, сегодня денег нет». А здесь — люди голодные. Здесь — невыплаченные по полгода зарплаты, социальные выплаты. Поэтому для меня формула, которая сегодня работает, — это программа-минимум, которая реализована. Почти три года я практически не переживаю и не интересуюсь в казначействе, как происходит распределение денег на защищенные статьи бюджета. Моя задача — попытаться найти вместе со своими коллегами, городскими головами, председателями районных администраций непроизводительные расходы и сократить их. И нам это удается. В этом году мы имеем в областном бюджете 35 миллионов гривен, сэкономленных в прошлом году.
Естественным является желание людей, которые живут и работают, получать больше. Так же больше хотят регионы, территории. Но больше или меньше — все познается в сравнении. Сумма инвестиций на социально-экономическое развитие Волыни в 2009-м составила 13,9 миллиона гривен на весь год. Но тогдашний председатель Волынского областного совета писал письмо премьеру, говорил: Юлия Владимировна, эти деньги не туда надо, а туда, так вот там проголосовали за нашу политическую силу, а вот там — наши враги. Это такой стыд, такой позор. Хотя эти люди до этого времени не понимают, что это — позор. Считают, что с точки зрения партийного строительства это обычное дело. Меня же интересует, что будет в целом в регионе. За неполных три года сумма капитальных инвестиций, которые область получила от государства, — почти 850 миллионов гривен. За ними — достроенные объекты, отстроенные школы, садики, больницы. За ними — возвращение наших строителей из Москвы, Белоруссии, Португалии. За ними — образования новых строительных организаций.
Относительно бюджетного федерализма. Нигде нет самодостаточных общин. В Польше самодостаточных гмин процентов 30. Когда в Украине была такая попытка. Собрали председателей сельских и поселковых советов и сказали им: даем вам свободу, будем формировать бюджет снизу вверх. Большего популизма и неискренности я не знаю. Нельзя же так людей в заблуждение вводить. Мы четко работаем с сельскими головами. Они вмонтированы в систему власти. Они знают одно золотое правило: если твоя община нуждается в реконструкции каких-либо объектов, нового строительства, то ты, как сельский председатель, мне писем не пишешь. Задача сельской общины — определиться с приоритетами, изготовить проектно-сметную документацию, а тогда уже апеллировать с четкими расчетами к областной власти. И, не дай Бог, писать письма в Киев. Это отнимает время, энергию и вызывает синдром потребительства.
— Есть ли у облгосадминистраций способы помочь работникам предприятий в борьбе за повышение зарплат? На чьей стороне должна выступить ОГА в случае конфликта между хозяином и наемными работниками?
— Я не употребляю слова «борьба». Для меня оно не существует. Борьба может быть на спортивном ковре. Должна быть система работы в каждом случае, с каждой отдельной темы, учитывая особенности того или иного бизнеса. В области есть серьезные предприятия пищевой, металлургической, машиностроительной промышленности. Они, как правило, в аренде или в частной собственности. Есть предприятия практически со стопроцентным иностранным капиталом. Вот чего я буду бороться за зарплату на ПАО «СКФ Украина», флагмане машиностроения? Я думаю, что это самый успешный проект иностранных инвестиций за годы независимости в машиностроении Украины. Там средняя зарплата сегодня почти 5 тысяч гривен. Или для чего я буду регулировать отношения работодателей и наемных работников на заводе «Кромберг энд Шуберт», когда там зарплата 5-6 тысяч гривен? Средняя заработная плата на Волыни за последние три года выросла. И темпы ее прироста у нас значительно выше, чем в среднем по Украине.
Конечно, бывают и конфликтные ситуации между работодателями и наемными работниками. У нас специально созданы комиссии для урегулирования этих конфликтов. Но на Волыни нет крупных конфликтов, потому что у людей есть право выбора. Сегодня существует дефицит рабочих рук из серьезных рабочих профессий, которые высоко оплачиваются. Работодатели ждут квалифицированных сварщиков, бульдозеристов, трактористов, которых готовят профориентационные центры. Надо только пройти обучение, получить сертификат, и ты уже работаешь. За «золотые» рабочие руки сегодня в мире идет серьезная конкуренция. Есть люди, которые работают и хорошо зарабатывают в бизнесменов. А есть лентяи, которых устраивает оплата труда в тысячу гривен.
В случае конфликта между хозяином и наемными работниками ОГА не должна бросаться в разные стороны. ОГА, поскольку мы государственный орган, должна четко знать объективную информацию и направлять все действия в правовое русло. Конфликтный способ разрешения ситуации — не лучший выход.
— Насколько, по Вашей оценке, может увеличиться площадь обрабатываемых сельхозземель и объем продукции, которая выращивается, в случае отмены моратория на куплю-продажу этих земель?
— Я так думаю, что отмена моратория не обязательно приведет к резкому росту посевных площадей. В прошлом году у нас вовлечено в обработку 20,6 тыс. га пашни, что не использовалась. Посевы занимали 519 тыс. га. За два года с мораторием мы ввели в оборот более 80 тыс. га пашни. Те аграрии, которые умеют, хотят и могут работать, эффективно работают уже который год подряд. Наши областные программы поддержки сельского хозяйства сегодня касаются фермеров и мелких приусадебных хозяйств. В 2012-м ими охвачено почти 30 тыс. крестьян. А развитие крупного агробизнеса мы сегодня не стимулируем, в этом нет необходимости. Слава Богу, сегодня агробизнес происходит успешно. По крайней мере менеджеры волынского агробизнеса не ноют. Жалуются и плачут только неудачники, неуспешные. Такие есть. Им дай землю или в собственность, или в аренду, они все равно будут плохо вести хозяйство, потому что не умеют этого делать, не научились, не хотят, не знают. Здесь мы поступаем жестко. Идем на конфликт, говорим крестьянам: разрывайте договоры. Мы, как орган власти, или через суд, или напрямую отбираем эту землю. Есть инспекция, она делает выводы, есть контролирующие органы. С другой стороны, на Волыни есть, для примера, немецкие инвесторы, которые взяли в аренду землю и пока ее не засевают, но обрабатывают. Крестьянам за паи платят исправно, выше среднего по области. Они знают, что такое бизнес и конъюнктура рынка. Я мог бы требовать с них: наращивайте посевные. Но, как на меня, земля должна обрабатываться, на ней не должно быть сорняков. Она требует эффективного хозяина. И это уже его дело — что, как и когда сеять.
— Близка ли Вам идея выборности губернаторов для укрепления местного самоуправления?
— Это неплохая идея для укрепление местного самоуправления, но нам прежде всего надо заботиться об укреплении Украинского государства. Я во власти уже более 20 лет. Летом 1992-го меня избрали председателем областного совета. Тогда я был самым молодым председателем облсовета в Украине, сейчас — опытный губернатор. Я также уже был избранным губернатором. В 1994 году в Украине прошли первые и последние выборы председателей облисполкомов и одновременно председателей областных советов. В 1995 году Президент Леонид Кучма и председатель Верховной Рады Александр Мороз подписали совместное соглашение, и я среди других (но не всех), избранных в 1994 году председателей облисполкомов и областных советов, указом Президента Кучмы был назначен председателем областной государственной администрации. Как известно, в 1996 году была принята Конституция Украины, где эта сделка уже была узаконена как конституционная статья. И я снова был назначен. И до 1998 года совмещал две должности, четыре года сидел на двух креслах. И хочу сказать, что танки на проспектах и улицах не стояли, журналистов мы не преследовали. Мы были более открыты. Хотя тогда было больше беды. Зарплату платили кастрюлями, велосипедами, холодильниками, гречкой, утюгами. Это было тяжелое время для Украины. Как мы его прожили, как мы его выдержали, не знаю. Но я шел к учителям, к ветеранам и говорил: «Спасибо, что вы терпите. Я вместе с вами». Мы терпели и строили государство Украина. И таки построили. Эффективное государство.
Идея выборности губернаторов сегодня не актуально. Если мы хотим иметь мощную Украинскую соборную державу, мы будем иметь сильного Президента, волевую центральную исполнительную власть, крепкую власть сверху донизу. Вы мне скажите, почему нас об этом спрашивают, почему подбрасывают такие рецепты? Идею выборности губернаторов, идею укрепления местного самоуправления, идею укрепления парламентаризма? Помню, лет шесть-семь назад Владимир Путин сказал: «Идея парламентаризма хорошая, эффективная, но лет пятьдесят, а может, даже и сто в России пройдет, когда мы станем говорить о отход от президентской формы правления». Мы что, не такие, как они? То нам говорят, что у нас якобы мало парламентаризма, что надо переходить на парламентско-президентскую модель. Это эксперимент, который потеряет государство. Я, будучи послом в Азербайджане, не провел ни одного заседания межправительственной комиссии Украина — Азербайджан. Хотя был диалог президентов, Ющенко и Алиев встречались раз пять. А на уровне правительств такого диалога не было. Мне азербайджанские чиновники говорили: «Да. Надо сесть в самолет и улететь. Но к кому? С кем договариваться?». Вот такую страну мы имели, где власть была так заорганізована, что не было к кому ехать, не с кем договариваться, подписывать соглашения. И когда осенью 2009 года Хавьер Солана, уже находясь на пенсии, читал лекции в Гарварде, он говорил не о демократии, а о странах с плохим управлением. Цитирую: «Главная дилемма современной дипломатии — это страны, которые плохо управляются. Они, эти страны, и населения, что их населяет, является угрозой нам, цивилизованному миру». Он сделал анализ по Азии, по Африке, а потом сказал, насколько неэффективно управляют Украиной. Это было еще до президентских выборов 2010 года. Хавьер Солана прямо говорил, насколько неэффективно управляют страной Президент Ющенко и премьер Тимошенко. Он их посадил в одну лодку, верно. Потому что если вы взялись за эту работу, то надо ее делать эффективно. Демократия, как говорят сегодня европейцы, должна быть эффективной и результативной. Власть, чего и требует Президент Украины Виктор Янукович, должна быть эффективной, профессиональной и ответственной. А Украина должна быть соборной, большой, самодостаточной европейской страной. И будет такой!