Председатель Волынского областного совета Владимир ВОЙТОВИЧ: Политика должна проходить мимо меня
Владимир Войтович почти 30 лет своей жизни отдал государственной службе. За это время, говорит, есть с чем сравнивать нынешнюю ситуацию в стране.
Владимир Войтович почти 30 лет своей жизни отдал государственной службе. За это время, говорит, есть с чем сравнивать нынешнюю ситуацию в стране. По его мнению, такого количества реформ, которые внедряются сейчас, Украина не знала никогда. Как настоящий патриот Волынской земли, Владимир Иванович неравнодушен к проблемам не только Рожищенского района, жители которого дважды избирали его депутатом областного совета, но и целой области. К этому его обязывает не только должность, но и собственно чувство долга. «Ведомостям» удалось пообщаться с председателем облсовета о важных для Волыни проблемы. Итак, наш разговор — и о медицинской реформе, и об энергосбережении, и о сельском хозяйстве, и о решении областного совета, которые вызвали наибольший интерес среди волынян.
— Владимир Иванович, как вы относитесь к медицинской реформе, которая внедряется на Волыни?
— Скажу так: очень смело, но мы во многом уже опоздали. Ее надо сочетать с реформированием местного самоуправления и административно-территориального устройства. Дискуссии вокруг медицинской реформы в чем? Участковые больницы переводят в амбулатории с пунктами скорой помощи. Так, на первый взгляд, это очень резкий шаг, но давайте задумаемся, какую функцию выполняли, а кое-где еще и до сих пор выполняют участковые больницы. Только социальной защиты. Это приюты для тех людей, которым негде перезимовать. Недавно был в селе Затурцы Локачинского района. Участковая больница была размещена в нескольких хатках, никаких условий. Сейчас сделали амбулаторию: семейный врач есть, автомобиль есть, центральная районная больница неподалеку. Вдруг что — до нее можно добраться за 12-13 минут. К слову, на территории Волыни до 2020 года нам еще надо открыть сто амбулаторий в сельской местности. Буду откровенным, не будет врача в каждом селе. В районах создаются центры первичной медико-санитарной помощи — отдельная структура, которая сосредоточена на оказании первичной помощи. Извините, но не будет Сидор заниматься фурункулами или легкими травмами. Областная больница оказывает высококвалифицированную помощь — сложные операции по кардиологии, нейрохирургии и тому подобное. Да, есть трудности в проведении реформы, которые имеют субъективный характер, например, наши дороги и неупорядоченные названия улиц. Я недавно решал одно дело в одном из городов областного значения. Две улицы имеют одинаковое название. Потерял полдня, пока добрался до места назначения.
— Насколько результативными являются программы развития села, которые неоднократно принимала Волиньрада?
— Сельское хозяйство — это то направление работы, который требует постоянного внимания. Если крестьянину не помочь занятостью на земле, то село будет деградировать и дальше. Программы поддержки повышают экономическую занятость крестьян. Мне обидно, что направляем недостаточное количество средств на поддержку личных крестьянских хозяйств, но все же определенных результатов достигли. Приведу несколько цифр, которые говорят сами за себя. На реализацию программ поддержки агропромышленного комплекса из областного бюджета в 2012 году было использовано 11,6 миллиона гривен и 3,9 — из районных бюджетов. Государство в прошлом году тоже поддержала волынский АПК более чем 30 миллионами гривен. Соответственно, по результатам первого квартала объемы производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств выросли на 3,9% и составили 607,5 миллиона гривен. Кроме того, финансовой поддержкой из областного бюджета было охвачено около 20 тысяч человек, которые занимаются сельскохозяйственным производством, что вдвое больше, чем в 2011 году.
— Депутаты Волыньсовета активно посещают объекты коммунальной собственности. Сколько таких объектов должно областная рада и все ли они используются? Что собираетесь делать с проблемными объектами?
— Материальную основу местного самоуправления областного уровня составляют 154 объекты коммунальной собственности. По моему мнению, имущество совместной собственности должно служить территориальной общине и использоваться эффективно. Именно для этого систематически проводятся Дни депутата, которые дают возможность ознакомиться с работой предприятий коммунальной формы собственности, изучить проблемные вопросы, которые возникают в их использовании, и принять взвешенные решения областного совета по имущественным вопросам. Показателем того, насколько эффективно используют имущество, являются средства, которые поступают. В 2011 году сумма составила 1,8 миллиона гривен, в 2012-м — три миллиона. Рост поступлений обеспечивается предоставлением муниципального имущества в аренду физическим и юридическим лицам. Аренда бережет имущество от разрушения, способствует развитию малого и среднего бизнеса. Если областной совет считает, что имущество используется неэффективно, то принимает решение о его отчуждении. Так было с целостным имущественным комплексом коммунального предприятия «Волиньінтехбуд», что на улице Ершова в Луцке. Сегодня вообще стоит вопрос о ликвидации этого предприятия. Сейчас изучается вопрос об отчуждении, то есть продаже или передаче из областной коммунальной собственности в собственность местных территориальных общин, ряда объектов, которые находятся на балансе «Волиньфармпостачу», которые не используются предприятием. В Горохове мы имеем помещение, которое является лишней нагрузкой для «Волиньфармпостачу». Если горохівчани имеют такую потребность и будут использовать его для своей общины, то почему бы его не передать бесплатно? Поэтому мое мнение таково, что к каждому объекту нужен индивидуальный подход и четкий анализ. Кое-кто предлагает продать наши санатории. Зачем? «Подснежник», «Лесная песня», «Турия» успешно работают, поэтому об этом не может быть и речи.
— Много волынян негативно относится к передаче в частные руки охотничьих угодий и водных объектов.
— По результатам всестороннего изучения документов депутатским корпусом было решено отменить несколько решений относительно предоставления в аренду водных объектов 43 пользователям. В отношении охотничьих угодий, то, считаю, надо обратить внимание на положительный опыт европейских и балтийских государств, где стараются как можно больше охотничьих угодий отдать в пользование в частные руки, поскольку государственные структуры не всегда имеют возможность выделить средства для того, чтобы полноценно обеспечить кормежку диких животных, увеличению их поголовья. Мы уже видим и в нашей области определенные результаты: в тех охотничьих угодьях, которые переданы частным структурам или общественным организациям, количество животных возросло. Частник лучше справляется с этой работой. Многие против этого. Здесь нечего бояться, единственное, что нужно, — действенный контроль за работой пользователей, начиная от управления охотничьего хозяйства, заканчивая всеми инспекциями и правоохранительными органами. Относительно депутатского контроля, то мы планируем организовать День депутата и сессионные слушания, связанные как раз с охотничьими угодьями. Хотел бы подчеркнуть, что сейчас в области есть 13 охотничьих угодий, которые могут быть переданы в пользование всем желающим.
— В течение последних нескольких лет бюджетные заведения активно начали переводить на твердые виды топлива.
— В целом по региональной программе повышения энергоэффективности в прошлом году на энергосберегающие мероприятия использовано почти 190 миллионов гривен. Больше всего внимания, конечно, уделяем бюджетной сфере. Так, в 2012-м заменено 117 единиц котельного оборудования, из которых 111 установлены в бюджетных учреждениях. Речь идет о твердотопливные, газовые и электрокотлы. Кроме того, проведена реконструкция котельной коммунального предприятия «Дубищенське ЖКУ», что в селе Дубище Рожищенского района. Следует отметить и совершенную в Ратновском районе работу по переводу учреждений бюджетной сферы, которые финансируются из местной казны, из природного газа на торфобрикет и дрова. Кроме того, что в них установлено 15 твердотопливных котлов, что является наибольшим показателем среди других районов области, то еще и 10 из них установлены на замену газоспоживному оборудованию. По предварительным подсчетам, это позволило заместить местными видами топлива более 200 тысяч кубических метров природного газа, что составляет почти 25% от его потребления на Ратнивщине.
Нам удается внедрять энергосберегающие мероприятия благодаря проекту «Местное развитие, ориентированное на громаду». По инициативе общин, сельских советов в прошлом году удалось воплотить в жизнь 41 энергосберегающий микропроект в бюджетных учреждениях общей стоимостью 6,5 миллиона гривен. Это стало возможным для Владимир-Волынского, Камень-Каширского, Киверцовского, Ковельского, Локачинского, Любомльского, Ратновского, Рожищенского и Турийского районов. Уже в этом году заменено 16 котлов, ушедшая 881 тысяча гривен.
— Принимает Волиньрада участие в нынешних конкурсах, грантах? Что было сделано за счет привлеченных таким образом средств прошлого года?
— Областной совет пытается привлекать иностранные средства, участвуя в международных конкурсах. В прошлом году было подано ряд проектов на получение грантов в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Польша — Беларусь — Украина». Победителями стали два проекта. Первый связан с оздоровительно-санаторным туризмом, и Волынь получает 1 миллион 716 тысяч евро грантовых средств. На эти деньги планируется построить здание водолечебного корпуса в санатории матери и ребенка «Пролисок» и приобрести для него необходимое оборудование. Еще один проект имеет целью создание альтернативных форм дошкольного образования в сельских общинах. Благодаря ему Гороховский и Турийский районы получили почти по сорок тысяч евро для открытия групп кратковременного пребывания дошкольников на базе общеобразовательных школ или других помещений, на ремонт и оснащение которых тоже предусмотрены средства.
Едва ли не единственным государственным инструментом, который дает возможность органам местного самоуправления через проекты решать местные проблемы, является Всеукраинский конкурс проектов и программ развития местного самоуправления. По его итогам от Волыни победителями стали девять проектов общей стоимостью 4,3 миллиона гривен. В этом году органы местного самоуправления выиграли 17 проектов из 31 представленного. Среди победителей — проект Щуринської сельского совета Рожищенского района «Ребенок — лучшая инвестиция» (размер гранта — 100 тысяч гривен), проект Любомльской районного совета «Дом добра и надежды», смета которого составляет 200 тысяч, и проект Ратновской райсовета «Подарим шанс всем детям» (почти полмиллиона гривен гранта).
— Кадровые вопросы, которые выносятся на сессии, как правило, сопровождаются дискуссиями. Почему? Неужели нет более важных для области проблем?
— Кадровые вопросы всегда достойны внимания. Я не скажу, что кто-то нарушает кадровые вопросы надуманно. У нас было несколько резонансных вопросов с активным обсуждением, спорами, дискуссиями, даже конфликтами. По делу главы бюро медико-социальной экспертизы Григория Вдовенко, то я считаю, что руководителям медицинской отрасли следует быть внимательнее к ветеранам труда. Господин Вдовенко — мужчина пенсионного возраста, нормально работал, но был обиженным на то, что его не предупредили заранее об увольнении. Местные политики использовали эту ситуацию и спровоцировали на этом лишние дискуссии. Можно мне закинуть упрек, почему я допустил такие долговременные дискуссии, но я не имею права отказать депутатам в выступлениях. Считаю, часто политические амбиции затмевают тот небосвод, который есть над областным советом. Политики не должны руководствоваться исключительно своими амбициями. Сейчас господин Вдовенко работает на врачебной должности и доволен этим. В сфере образования тоже имели конфликтную ситуацию. Я имею в виду Институт последипломного образования. Надо заметить, что никто не оказывал никакого преследования господина Сташенко. Просто у него закончился контракт. Сейчас бывший ректор имеет работу — заведующего кафедрой, но эту ситуацию еще до сих пор используют наши местные политики.