Поломанные конечности, разбитые машины, беспомощные чиновники
Такой оказалась нынешняя зима для Волыни
Такой оказалась нынешняя зима для Волыни
В начале прошлой недели природа удивила всех аномальным явлением: дождь шел и сразу замерзал, образуя слой льда на дорогах и тротуарах. Коммунальщики, которые, очевидно, еще не оправились от декабрьских снегопадов, не слишком спешили бороться с очередной непогодой, и войну с гололедом было проиграно. Как луцкие, так и областные дороги превратились в сплошной каток. Более того, некоторые из них еще и в конце недели были покрыты слоем льда. Еще в худшей ситуации оказались тротуары, на которых пешеходам целую неделю приходилось выполнять незаурядные «пируэты».
В который раз за эту зиму за плохое состояние дорог из автостанций в рейсы выезжали далеко не все автобусы. За прошедшую неделю УГАИ в Волынской области было зарегистрировано четыре дорожно-транспортных происшествия, а с 1 января их количество достигло 29. Из-за гололеда спасателям пришлось вытаскивать из кювета не один автомобиль и відбуксовувати не один грузовик, которые разворачивало прямо посреди дороги. Складывалось впечатление, что уборочная техника выезжала только на какие-то избранные пути, игнорируя дороги даже до городов областного значения.
— Все хотят все и сразу, — говорит начальник Службы автомобильных дорог в Волынской области Анатолий Посполитак. — Если у нас сегодня есть 6200 километров областных дорог, а средняя скорость автомобиля, обрабатывает пути песчано-соляными смесями, 10-15 км в час, то посчитайте, сколько нужно времени, чтобы посыпать везде. Как только начался дождь, автомобили уже через час выехали посыпать дороги, в день работало до ста единиц техники. Прежде всего обрабатывали государственные дороги Киев — Ковель — Ягодин, Доманово — Луцк, Дубно, Львовскую и Ровенскую трассы, дорогу Ковель — Жовква. А потом дошли и до территориальных дорог.
Насколько во времени растянулось «потом» от дорожников, неизвестно, но трасса из Луцка на Владимир-Волынский еще до пятницы напоминала каток. Так, один из журналистов был свидетелем того, как на этой дороге развернуло и снесло на обочину внедорожник.
— Да, на спусках, где, возможно, на подъемах были проблемные места, которые нуждались в большей подсыпки, но скользкой дорога была не везде, — говорит Анатолий Григорьевич. — И мы исходим из того, что есть какая-то граница и материальных ресурсов, и человеческих. К тому же погодные условия были такие, что дождь укрыл слоем льда даже песок.
Журналистам «Ведомостей» на выходных пришлось побывать и на автодороге из Ковеля до Старой Вижівки. Дорога была покрыта льдом, еще и обильно усеяна снежными сугробами, поэтому машину сильно трясло, несмотря на невысокую скорость. На это у дорожников железный аргумент, мол, на выходных температура воздуха достигала минус 18, а песчано-соляная смесь при такой температуре не эффективна. Из объяснений, соль с песком могут разъедать лед только в том случае, если на улице не холоднее минус 10.
Интересно получается: бешеные деньги из бюджета тратят на закупку именно таких смесей, а они, оказывается, часто совсем недейственны. Тогда не понятно, для чего их вообще покупать. Еще и человеческий ресурс и горюче-смазочные материалы тратить.
— Безусловно, есть лучшие смеси, но здесь вопрос в деньгах. Сегодня есть информация, что Киев хочет использовать какие-то растворы для обработки дорог. Но они в четыре раза дороже, а норма расходования в несколько раз больше. К тому же не известно, как это будет влиять на экологию. Поэтому соль и песок — это то, что мы можем использовать сейчас, — сказал начальник областной службы автомобильных дорог.
Не лучше ситуация была и в областном центре: гололедица на дорогах, лед и снежная каша на тротуарах. Чего только стоит то, что в травмпункт городской клинической больницы за прошедшую неделю обратился 151 лучанин, к тому же у значительной части пострадавших были диагностированы переломы.
Несмотря на это, местные коммунальщики уверяют, что они не спали, а контролировали состояние дорог в круглосуточном режиме.
— Машины выходили моментально. Другое дело, что количество техники ограничено. Поэтому при таких аномальных условиях, когда за полчаса все дороги покрылись льдом, нужно было время, чтобы добраться до всех улиц, — говорит директор департамента ЖКХ Луцксовет Иван Кубицкий.
Функции уборки дорог от снега возложены на предприятие «Луцькспецкомунтранс», которое в свое время выиграло тендер. От коммунальщиков неоднократно можно было услышать, что той техники, что есть у предприятия не хватает, чтобы своевременно убрать весь город. Еще бы, для борьбы со снегом в «Спецкомунтрансу» пять единиц, которые могут посыпать дорогу противогололедных смесью, еще одна, которая может сбрасывать снег и расчищать дорогу, также есть только один автогрейдер и один трактор МТЗ.
Несмотря на это, возник довольно логичный вопрос: почему же тендер на снегоочистке Луцка выиграло предприятие с такими ограниченными техническими возможностями? Ответ оказался довольно банальным: большего количества техники не представило ни одно из предприятий-участников тендера. Поэтому два месяца нелегкой зимы коммунальщики только то и делали, что обдумывали, как бы привлечь еще и технику других предприятий к уборке дорог.
Что говорить о расчистке дорог всего города, если даже его центральную часть не смогли привести в порядок. Скажем, пешеходная улица Леси Украинки до сих пор покрыта сплошным слоем льда. Лучане даже посмеиваются, что запросто можно было бы организовать чемпионат по фигурному катанию. Не справились и с уборкой тротуаров на проспекте Свободы. И директор департамента ЖКХ имеет другое мнение.
— За этой территорией следит ЖКУ №3, они посыпали ее противогололедных смесью регулярно. Другое дело, что постоянный дождь два дня. — Авт.) сбивал эффект от посыпки. К тому же с пятницы позапрошлой неделе мы выдавали смесь в ограниченном количестве, потому что она заканчивалась. К сожалению, на прошлой неделе нам пообещали со вторника начать завозить смесь, но процесс начался только в четверг, — сказал Кубицкий.
Частично упорядочить заснеженные и обледенелые тротуары в центре города могли бы, заставив владельцев торговых заведений и других учреждений, расположенных на этих улицах, надлежащим образом расчищать прилегающую территорию. Ведь, как рассказал Иван Кубицкий, согласно правилам благоустройства, владельцы таких заведений имели бы позаботиться об уборке территории на расстоянии 15 метров от своих помещений. Также в их обязанности входит и самостоятельное вывоз снега со своей территории.
И, к сожалению, по словам Кубицкого, большинство обошлась расчисткой лестниц или порогов, а до тротуаров мало у кого дошли руки.
Странное объяснение. Или не так? То, может, надо было организовать людей? Разве контролирования ситуации не является функцией городского совета?
— Есть муниципальная дружина, которая вместе с мастерами ЖКУ должна была бы принимать меры. В частности, муниципалы могут даже штрафовать владельцев таких заведений за ненадлежащее состояние прилегающей территории и пополнять этими средствами городскую казну, — сказал Кубицкий.
Когда в центре города проблема в скользких тротуарах, то на небольших улицах озабочены отсутствием этих же тротуаров, поскольку на них разместились огромные сугробы снега. Поэтому пешеходам все это время приходится двигаться по проезжей части, подвергаясь опасности.
— К большому сожалению, мы работаем в рамках тех средств, которые у нас есть. Если бы мы стали убирать снег, то сидели бы без денег. Фактически на вывоз снега финансов заложили очень мало, потому что ресурс города ограничен. Снег вывозился с Театральной площади, забирали его в тех местах, где возникала угроза безопасности движения, а вывозить со всех улиц задачи не стояло, — сказал директор департамента ЖКХ луцкого.
Еще одна вечная проблема коммунальщиков — уборка дворовых территорий. Так, «Ведомостям» пожаловалась жительница одной из многоэтажек на проспекте Возрождения. По ее словам, двор взялись убирать только тогда, как все растаяло, но до этого она успела изрядно гримнутися на лед и сломать себе челюсть.
— Дворовые территории обязаны чистить ЖКУ. Для этого есть 12 небольших тракторців, по одному-три на каждое предприятие. И они, к сожалению, с мягкими плугами и эффективно работают лишь в тот момент, когда выпадает снег, а когда он сбивается и утрамбовывается автомобилями, эти мини-трактора практически бессильны, — говорит Кубицкий.
Заметим, что расчищали тротуары города тоже этими небольшими тракторцями. Поэтому не удивляйтесь, что большинство из них убраны кое-как, просто этой технике не хватило мощности для полноценного очищения. И самое главное — зима в очередной раз показала, что наибольшей проблемой для города является нехватка профессиональных кадров. Даже при минимальном техническом оснащении, но при хорошей организованности работ лучане не ломали бы себе костей.