Вы просматриваете: Главная > Культурная жизнь > На волынский Щедрый вечер водят «козу»

На волынский Щедрый вечер водят «козу»

На волинський Щедрий вечір водять «козу»

Как ни странно это звучит, но украинцы празднуют Новый год дважды — 1 января и 14-го. Кроме того, 13 января, в канун Старого Нового года, мы отмечаем Щедрый вечер.

Как ни странно это звучит, но украинцы празднуют Новый год дважды — 1 января и 14-го. Кроме того, 13 января, в канун Старого Нового года, мы отмечаем Щедрый вечер. Это — остаток древнего, вероятно, дохристианского обычая. А по православному календарю 13 января — это день преподобной Мелании, который предшествует второму празднику рождественского цикла — Святого Василия. О традиции их празднования на Волыни «Ведомостям» рассказала заведующая отделом этнографии Волынского краеведческого музея Людмила Мирошниченко-Гусак.

— Трудно объяснить, почему мы празднуем Старый Новый год, — рассказывает Людмила Андреевна. — Меланки и Василия — понятно, ибо это святые церковного календаря, с именами которых и называются праздника. А Старый Новый год — это наступление нового года, которое наши предки отмечали весной. Однако летоисчисление сместилось, и теперь этот праздник приходится на зиму. В щедривках, колядках мотивы прослеживаются все поздравления именно «весеннего» нового года, остались прославление урожая, поздравления зерном. Ведь наши предки были земледельцами, поклонялись солнцу, различным стихиям, которые, по их верованиям, влияли на плодородие земли, урожай.

Если говорить о обрядовые действа, то известно, что на праздник Мелании водят Меланку, то есть переодеваются. Берут парня в девушку, вяжут платок, косички. Она имеет поводырей, и все вместе заходят в дом, поздравляют с Меланкой, Рождеством Христовым и начинают какую-то интермедию о жизни Меланки, где обязательно должен присутствовать момент выкупа с пожеланиями и щедривками. На Василия, наоборот, перебирают девушку в парня, но такие переодевания на Волыни встречаются редко. Чаще всего у нас водят козу, случаются вождения коня, медведя, бусла. В народе такие отряды, которые идут к х 13-го вечером, называют перебиранцями, ряжеными. Обязательным элементом спектаклей с их участием есть животное. Исследователи предполагают, что это отголосок бывшего животные жертвоприношения богам, чтобы задобрить их на следующий новый год. В то же время коза считается символом плодородия. Есть песня, где говорится: «Где коза рогом — там жито стогом, где коза ногой — там жито копной». Коза, считалось, способствует плодородию, и в спектакле она умирает, а потом ее лечат, она выздоравливает. Это означало, что старый год уходит, умирает, все возрождается с новыми силами с началом нового года.

Козу легче всего было изготовить надевали тулуп, вывернутый, иногда делали маску или стилизованную голову козы, которую носили на палке. Также должен был быть дед, который ту козу водил. До тех же персонажей добавлялись врач, который исцелял козу, трактирщик и другие — как кто себе придумает. Звезду также носили. За спетое щедрующих обязательно вознаграждали — обычно давали продукты, чаще всего — какую-нибудь выпечку, поскольку господствовал культ хлеба, но не деньги, как теперь.

Святая вечеря 13-го

На Щедрый вечер на Волыни кое-кто готовит кутью, а некоторые — нет. Но в целом на все Рождественские праздники она является обязательным поминальным блюдом, своеобразным атрибутом, поскольку все праздники этого цикла считаются поминальными. После ужина мы оставляем блюдо на ночь на столе, чтобы приходили умершие родственники.

Также считалось, что в эти дни нечистая сила может исходить, и от нее нужно было защищаться. Для этого у нас изготовляли соломенных пауков. Их вешали к потолку, и считалось, что они — защитники жилища. Также с этим связаны переодевания — считалось, если ты спрячешься за маской, в то переоденешься, то нечистый не увидит твою суть.

Дидух также должен обязательно стоять в доме. На Сочельник Рождества (6 января) его заносили, а после Крещения (19 января) — торжественно выносили из дома и сжигали.

На волинський Щедрий вечір водять «козу»

На фото: Дидух с выставки рождественско-новогодней атрибутики краеведческого музея

Кое-кто думает вечером перед Василием, например, с помощью свечей и воды девушки гадали на суженого, которая первая выйдет замуж. Такая традиция сохранена в северных районах Волыни, однако не является массовой.

Посевание

Утром на Василия, 14 января, мальчики посевали дома. Случалось, что это делали и девушки, хотя традиция склоняется к тому, что засевать имеет мужской пол. Они брали зерно — рожь или пшеницу, ведь именно эти злаки выращивали на Волыни, сеяли ним и желали каждому члену семьи или семье в целом благосостояния, поздравляли с Новым годом, с Василием. За это также детям дарили пирожки, еще порой говорили на них «щедрушечки», хлеб могли дать, но тоже не деньги.

Обсуждение закрыто.