Игорь Коцан: Бизнес на образовании делать нельзя
Качество высшего образования в Украине каждый год становится хуже. Новоиспеченные специалисты не могут найти работу, поскольку их знания не соответствуют потребностям рынка.
Качество высшего образования в Украине каждый год становится хуже. Новоиспеченные специалисты не могут найти работу, поскольку их знания не соответствуют потребностям рынка. Понимая это, богатые украинцы предпочитают оплатить обучение своих детей в университетах Англии и Швейцарии. Сама же реформа высшего образования, о которой так много говорят чиновники, сегодня может стать примером антиреформы. Проект Закона «О высшем образовании» начал создаваться еще 3-3,5 года назад. Против документа, разработанного при министре образования Дмитрию Табачнику, активно выступили студенты. Сейчас на рассмотрении в парламенте лежит еще три законопроекта, представленные различными политическими силами. Насколько Украине нужен новый Закон «О высшем образовании» и что в нем должно быть приоритетным? Эти и другие вопросы «Ведомости» поставили ректор Восточноевропейского национального университета Игорю Коцану.
— Игорь Ярославович, на ваш взгляд, что должно быть обязательно прописано в новом законе о высшем образовании?
— Закон широко обсуждается сегодня в научных кругах. Мы также имеем ряд предложений, которые уже направили в министерство. Считаем, что в новой редакции Закона должны быть четко прописаны и урегулированы права участников образовательного процесса. На нынешнее время и права студентов, и права преподавателей и права работодателей, государства и права (в том числе ее органов, связанных с функционированием образовательной системы), урегулированы декларативно. Законодательного закрепления в новой редакции Закона требует такой важный вопрос, как взаимодействие высших учебных заведений с бизнесом и развитие структур, способствующих профессиональной ориентации, трудоустройству и будущему карьерному росту студенчества. На наш взгляд, маловероятной выглядит тезис, что работодатели будут выполнять применительно к высших учебных заведений обязанности государства, то есть, финансировать их. Однако у работодателей есть свои функции, которые в отношении образовательных учреждений играют значительную роль и их следует четко прописать и законодательно закрепить. Прежде всего это касается внедрения системы профессиональных экзаменов на присвоение соответствующей квалификации. В Законе должно быть зафиксировано положение о статус не государственного, а именно университетского диплома. Нынешняя практика нивелирования диплома обусловила значительную девальвацию качества образовательных услуг, особенно в сфере деятельности частных высших учебных заведений. Это создает негативный имидж украинской системе высшего образования. Самое главное: в будущем законе должно обязательно быть зафиксировано положение об автономии ВУЗОВ. Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины должно определять отраслевые стандарты направлений подготовки (специальностей), которые будут единственными в Украине и Европе, а университетам предоставить право свободного выбора учебных дисциплин, специализаций (количество часов, количество контроля). Считаем необходимым предоставить учебным заведениям исключительное право определять содержание образования (готовить учебные планы, формировать научно-методическую базу и учебно-методические материалы, проч.), давать право оценивать зарубежные документы об образовании для зачисления на учебу или приеме на работу, присваивать академические степени, проводить аттестацию преподавательских кадров и другое. Также требует совершенствования финансовая сфера деятельности высших учебных заведений: нужно открыть возможность региональным бюджетам участвовать в финансировании высшего образования. С целью приведения национальных стандартов высшего образования к европейским требованиям предлагаем начинать учебный год в ВУЗАХ с 1 октября и продлить его продолжительность на 1 месяц. Примут ли наши предложения при принятии Закона – покажет время. Но его надо принимать, потому что высшей школе нужны изменения.
— Сегодня много дискуссий вокруг внешнего независимого оценивания. В одном из зарегистрированных законопроектов, который подали в конце декабря 2012 года Игорь Калетник, Сергей Кивалов и Николай Сорока, предлагается вернуть вступительные экзамены. Вы как относитесь к этому?
— Введение внешнего независимого оценивания — это несомненный плюс. К основным положительным моментам ЗНО можно отнести возможность общенационального мониторинга качества образования, возможность для сильных абитуриентов из малоимущих семей объективно сдать вступительные экзамены и стать студентами престижных ВУЗОВ и специальностей. Как негативный опыт следует отметить разный образовательный уровень наших школ (особенно сельских: нехватка учителей с соответствующей квалификацией, слабая материальная база, непрофильные классы), а соответственно и разный уровень подготовки учеников, которые становятся студентами высших учебных заведений. Кстати, практика независимого оценивания знаний в других странах работает уже десятки лет. Например, в США уже 20 лет вступление осуществляется по тестам ВНО. Но там тестирование проводится в несколько этапов, начиная с девятого класса. Результаты всех лет обучения обязательно учитываются приемной комиссией университета или колледжа. Преимущества предоставляются тем молодым людям, у которых проявляется прогресс в успеваемости. Например, один ученик два года получает средний балл 11. У другого В 9-м классе было 10 баллов, в 10-м – 11. Преимущество предоставят втором абитуриенту. Потому что у него есть динамика успеваемости. Хочу отметить, что американцы очень серьезно относятся к выбору будущего своих детей. Если родители видят, что ребенок не сдал тестов, они не ищут любой возможности для нее вступить в университет. Ведь обучение стоит от 15 тысяч долларов в год. И каждый понимает, что может заплатить деньги, а через год их «вундеркинда» отчислят из вуза. Так что ВНО нужно, но его надо совершенствовать.
— В каком направлении?
— Проводить ВНО в десятом классе, а в выпускном классе (одиннадцатом) предлагаем акцентировать внимание на организации профильного обучения для выпускников, которые выбрали для обучения определенное высшее учебное заведение.
Наши школы должны давать более практические знания, а не теоретические. Поэтому я бы 11 класс сделал классом подготовки детей по тем специальностям, которые они выбрали в 9 — 10 классах. Сделал бы центры тестирования знаний негосударственными. Таких центров должно быть несколько, но они должны быть неприбыльными. В результате тестирования ребенок должен получить сертификат. Каждый же университет должен иметь возможность утверждать свои автономные правила приема. Это право должно предоставить автономия вуза (если таковая, конечно, будет закреплена на законодательном уровне). Решение о зачислении или не зачислении того или иного абитуриента должно принимать приемная комиссия. И решение профессоров и академиков, которые входят в состав этой комиссии, не может отменять любой контролирующий орган (сегодня в Украине 25 контролирующих органов и 5 – тех, которые помогают университетам). К примеру, в той же Америке комиссия университета может зачислить абитуриента, который достиг значительных успехов в спорте, музыке и т.д. Даже при том, что баллы тестирования у него ниже, чем у других абитуриентов. У нас бы сказали, что это коррупция. Там это коррупцией не считается, там такие решения разрешено принимать приемочным комиссиям.
— В Америке совсем другой уровень сознания. У нас же была достаточно негативная практика, когда существовали экзамены в каждом вузе. В результате на государственную форму обучения поступали те, «кому надо». А дети, родители которых не имели «блат», вынуждены были учиться на платной форме.
— Я считаю, что смешанных форм обучения в пределах одного университета вообще быть не должно. Потому что тогда студенты в неравных условиях. Качество знаний тех, кто учится платно в любом университете составляет 15-30%. А тех, кто учится на государственной форме – 50-80%. В первых нет заинтересованности. Студент мыслит: «Мне не платят стипендии, я плачу деньги вуза, поэтому в любом случае сдам сессию». Вот это неправильно. Кстати, сама возможность брать деньги за обучение породила в нашей стране просто невероятно большое количество высших учебных заведений. Считаю, что частные учебные заведения надо сделать неприбыльными. Их учредителями должны быть фонды, региональные органы власти. Средства университетов должны вкладываться в их развитие, материально-техническую базу. Бизнес на образовании делать нельзя. Джон Кеннеди сказал: «развитие образования – таких развитие общества».
— К большому сожалению, у нас специалисты с дипломами о высшем образовании приходят на работу без должных практических знаний.
— Вопросы приобретения практических знаний зависит в большой степени не от университета. Какая экономика, такая и практика у наших студентов. Давайте возьмем немецкий опыт. В некотором регионе есть университет и производства: легкая, пищевая промышленность, машиностроение и тому подобное. Каждое крупное производство делает в университете свой мини-цех, монтирует полную циклолінію. Студенты изучают как это работает, дают свои предложения относительно качества продукции, ее удешевления и т.д. Если эти предложения дельные, предприятие благодаря их внедрению получает экономию, то 50% сэкономленных денег получает университет. Немцы поняли, что работники, которые ежедневно выполняют свою работу не имеют времени заниматься модернизацией. А студенты при написании магистерских работ могут это делать. У нас, к сожалению, до этого еще не дошли. Мы третий год подряд проводим в университете фестиваль науки, чтобы показать наши научные лаборатории, где проводятся научные исследования, осуществляются научные разработки и изобретения. К сожалению, очень малая заинтересованность бизнеса к сотрудничеству в этих вопросах.
— Недавно появились реальные перспективы построить студенческий городок на территории бывшей военной части на улице Владимирской в Луцке.
— Мы сейчас на этапе подготовки проекта научно-технического парка. Председатель наблюдательного совета университета, народный депутат Игорь Палица на последнем заседании подтвердил возможность финансирования данного проекта. Что такое научно-технологический парк? Это целые корпуса, где наши ученые будут разрабатывать инновационные технологии для крупных предприятий Украины и Европы. Сначала мы планируем построить научные лаборатории, а затем всю инфраструктуру (бассейны, общежития, библиотеки и т.д.). Основной акцент будем делать на лабораториях микроэлектроники, биотехнологии, математического моделирования, энергосберегающих и ИТ-технологиях. Но наибольшее внимание будем уделять энергосбережению.
— Игорю Ярославовичу, прокомментируйте ситуацию, которая складывалась в университете с зимними каникулами. Вам не хватает средств на энергоносители?
— Вопрос средств на газ и электроэнергию не было основным. С целью оптимизации учебного процесса и рационального использования аудиторного фонда, а также для удобства и безопасности студентов (ограничение движения транспорта во время неблагоприятных погодных условий) в Восточноевропейском национальном университете имени Леси Украинки было принято решение о внесении изменений в учебный и рабочий неделю. Согласно этим изменениям учебная неделя для студентов и преподавателей был продлен на субботу. Таким образом студенты отработали 10 дней обучения по субботам, продлив на этот срок каникулы в январе. Это вопрос поддержано работниками, профессорско-преподавательским составом и студенческим активом на внеочередном заседании ученого совета и конференции трудового коллектива.