Дороги сходят вместе со снегом, потому что их плохо чистят
Разгромной критики, которая звучит сейчас из всех уголков Украины, дорожники не слышали уже давно. И как это так случилось, что практически в один момент автодороги страны покрылись дырами и выбоинами?
Разгромной критики, которая звучит сейчас из всех уголков Украины, дорожники не слышали уже давно. И как это так случилось, что практически в один момент автодороги страны покрылись дырами и выбоинами? Эксперты говорят, что все через некачественный асфальт, которым нынешняя власть так активно латала и прокладывала дороги в последние годы. Волынская область — не исключение: какой бы направление движения вы не выбрали, обойти ямы вам точно не удастся. А вспомните, сколько раз на Волыни устраивали торжественное открытие дорог! И киевское руководство приглашали, и пели, и танцевали. Одно слово, «показуха», которая в итоге завершилась тем, что имеем сейчас. Водители на ямах теряют колеса, бьют подвески, инспекторы ГАИ фиксируют сотни аварий, перевозчики через раз ездят по селам, там от дорог осталась разве что название. Через разбитые уличные пути не успевают к больным кареты «скорой» и пожарные машины. А сколько бюджетных денег «утрамбовали» в асфальт! Государственная фининспекция уже даже успела подсчитать, что на ремонте автодорог по всей Украине украдено 225 миллионов гривен.
В ответ «Укравтодор», который водители в шутку переименовали в «Службу автомобильных дыр», выдал цифры шокируют, — 170 тысяч километров дорог требует капитального ремонта, а для этого нужно минимум 450 миллиардов гривен, которых, разумеется, нет. Да и латать дороги сейчас дорожники не собираются: ждут, когда сойдет снег. Зато водители приспосабливаются к обстоятельствам, кто как может: берут уроки экстремального вождения, распространяют в социальных сетях инструкции о том, как объехать выбоину, и едва ли не ежеминутно вспоминают незлым тихим словом коммунальщиков за то, что расчищают снег кое-как, и дорожников, которые, кажется, понятия зеленого не имеют, какой должна быть трасса. Со сходом первого снега анекдотом «Ну у нас и дороги: сел за руль — и поскакал» уже никого не рассмешишь, а скорее вызовешь возмущение.
Водитель Петр К. за тридцать лет управления легковым автомобилем говорит, что не припомнит, когда в последний раз ему приходилось так маневрировать по трассе.
— Работа такая, что приходится чуть ли не каждую неделю ездить в командировки Украиной. Волынские дороги разбиты, но, поверьте, я видел хуже. Просто в ужасном состоянии трасса с Житомира на Бердичев, слов нет, яма на яме. Причем она стала такой буквально за месяц. Когда еще лежал снег, по ней можно было ехать со скоростью 80-90 км в час, а с прошлой недели больше 40 на ней не вытеснит. Центральная улица Киева — проспект Победы — это ужас один, как и объездная дорога к аэропорту «Борисполь», — рассказал житель луцка Петр.
Более придирчивым к волынских автодорог оказался водитель Иван Б., с которым «Ведомости» пообщались как раз тогда, когда он менял колесо на улице Карпенко-Карого, что в областном центре.
— Я просто в шоке, на наши дороги ни денег, ни терпения не хватит. Для занятого человека каждая минута ценна. Вы же посмотрите, что творится в Луцке: улицы Дубнівська, Карпенко-Карого разбиты вдребезги. На Зверей вообще лучше не ехать. А маневичский направление? Мост в Сокиричах ремонтируют больше полугода, вывезли туда технику, и она там в дождь и в снег стоит, задержка движения есть постоянно. В Колках, когда снег сошел, машины просто плывут: лужа длиной, пожалуй, метров двести. Я уже молчу про такие отдаленные села, как Череваха, Соф’янівка, которые в декабре замело так, что трактор еле проезжал, —пожаловался Иван.
В чем причина такого состояния волынских дорог, «Ведомости» поинтересовались у начальника областной службы автомобильных дорог Анатолия Посполітака.
Главный дорожник области апеллировал к тому, что практически все пути края построенные в советские времена. И то, что имеем сейчас, это последствия перевозок больших грузов и несвоевременного проведения ремонтов из-за недостаточного финансирования. Другого ответа, если честно, мы и не ждали.
— Сеть дорог на Волыни составляет 6200 км, все они еще советские. 1800 км дорог государственного значения, 4400 км — местного. Чтобы все местные дороги привести в порядок, положить асфальтобетонное покрытие, нужно 3 миллиарда 723 миллиона гривен. Цифра впечатляет, правда? На государственные дороги надо еще больше средств, потому что они значительно шире от местных. На этот год мы просим более реальную, приземленную сумму — 630 миллионов гривен, из которых 230 миллионов — на текущие ремонты государственных путей, 200 миллионов — на ремонт дорог местного значения, — рассказал Анатолий Григорьевич.
Он соглашается, что проводить текущие ремонты было бы дешевле, но даже это украинскому бюджету не под силу. Что уже говорить о капитальном ремонте.
— Даже если сейчас дадут 450 миллиардов, мы сделаем все дороги в Украине, то это же не значит, что сразу забудем о них на сто лет. Пройдет четыре года, и придется делать текущий ремонт, а еще через три — капитальный. Запускать нельзя, а мы сегодня как раз и является заложниками этого затянутого процесса. Потому что есть такое понятие, как межремонтные сроки. Как бытовая техника требует периодического ремонта или профилактического осмотра, так и дороги. Мы имели бы уже трижды ремонтировать. Все зависит от покрытия, но на большинстве волынских дорог уже трижды должен был бы быть проведен текущий капитальный ремонт покрытия сплошным методом, а это уже десятки миллионов, — подчеркнул Посполитаки.
«Ведомости» напомнили чиновнику о том, как на одном из оперативных совещаний глава ОГА Борис Климчук приказал фирмам-подрядчикам, которые ремонтировали дороги в прошлом году, ликвидировать брак за свой счет. Мы поинтересовались, какие именно организации выполняли ремонт волынских дорог. Выяснилось, что это «Волынский автодор», общество «Унідор» и одесская фирма «Юг», которая осуществляла ремонт автодороги от села Дерно до Цуманского перекресток. В последней вроде бы претензий пока нет.
— Кто из них допустил брак, пока сказать не могу, потому что мы их работы еще не принимали, — удивил Анатолий Посполитак. — Дело в том, что все текущие ремонты, которые были проведены в 2012 году, еще не проплачены. За то, что не было средств. Пока что ни одного квадратного метра дороги, которую ремонтировали в 2012-м, наша служба не приняла, следовательно, и подрядные фирмы денег не получили. То о каких убытках сейчас можно говорить? Мы выедем, посмотрим качество выполненных работ, и только после того подрядчики или получат заработанное, или будут вынуждены переделать.
То, оказывается, клали асфальт работники подрядчиков на честное слово?
Не менее странным показался еще один факт. Оказывается, в декабре, когда на Волыни снежные заносы достигали метра, областные дорожники вместо того, чтобы до конца вычистить свои дороги, непонятно по каким причинам отправили технику на помощь в соседние регионы.
— Когда выпал первый снег, нам удалось расчистить 691 населенный пункт и еще несколько десятков оставались заметеними. Мы крика не поднимали, тогда как несколько областей наделали шума на всю Украину, поэтому нам даже пришлось «делиться» техникой, в частности с Черновицкой областью, в то время, когда наша область не была полностью расчищена от снега, — поведал Анатолий Григорьевич.
Искренняя волынская душа, ничего не скажешь.
На фото: Маневрировать приходится водителям и на дороге в Рованцах
В разговоре с главным дорожником Волыни «Ведомости» задели еще одно непонятное для многих украинцев вопрос — для чего ремонтировать дорогу, когда идет снег или дождь. Даже в областном центре недавно проводились ремонтные работы.
— Есть такое понятие, как аварийный ремонт, который проводится независимо от погодных условий, потому жизнь водителей и пешеходов дороже. Сегодня есть специальные смеси, которые позволяют делать ямочный ремонт зимой, они дороже, но с ними можно работать. Бросать в воду асфальт сейчас мы не будем, потому что это брак, поэтому ждем, чтобы подсохшие дороги, — отметил господин Посполитаки.
Луцкие коммунальщики, как всегда, к ям и снега имеют минимальное отношение. А если проблему и признают, то должны хорошо заученную чиновниками ответ — отсутствие финансирования. Директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Иван Кубицкий говорит, что проинформирован о повреждении дорог на улицах Набережной, Карпенко-Карого, Ровенской, Дубенской, Окружной, проспекте Победы и тому подобное.
По его словам, «Луцькавтодор» уже починил наиболее проблемные участки города: проспект Победы, улицу Винниченко и начало улицы Словацкого возле драмтеатра.
Иван Кубицкий убеждает, что дорожники использовали метод залатывания дыр «холодным асфальтом», мол, это дорогостоящая технология, которая позволяет работать, даже когда на улице «минус».
Чиновник признал, что состояние луцких дорог ухудшилось через сильные снегопады и резкие перепады температур.
На фото: Дорога из Луцка на Ровно
Понятно, с природой не договоришься, и давай рассуждать логически. Дорожное покрытие разрушается от того, что в небольшие трещины попадает вода, которая под воздействием низкой температуры превращается в лед и увеличивается в объеме, постепенно разрушая асфальт. А теперь представьте, что было бы, если бы снег вовремя убрали с дорог. Не відгорнули его на обочину, а вывезли за пределы города, как это делают во всех развитых странах. Вряд ли мы сегодня имели бы такую халатность на дорогах, если бы каждый выполнял свою работу должным образом.
У нас же получается, что средства выделяются и на ремонт дорог, и на уборку снега, но их почему-то добросовестно никто не отрабатывает. Судите сами. Как сообщили в управлении финансов Луцкого горсовета, 14,6 миллиона гривен было выделено в 2012-м на ремонт дорог и путепроводов, уборка снега обошлось городу почти в полтора миллиона. Это столько стоят услуги коммунального предприятия «Луцькспецкомунтранс», которому вечно не хватает техники? Или, может, во столько оценивается работа «огромного автопарка департамента ЖКХ? Что не говорите, а деньги мы же закапываем в асфальт.